Магистратура в зеркале реформы российского высшего образования
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.2.4Ключевые слова:
магистратура, болонский процесс, реформа, высшее образование, аспирантура, бакалавриат, система образования, реформа магистратурыАннотация
Введение. Актуальность темы исследования проистекает от наличия большого количества проблем, связанных со статусом магистратуры в системе высшего образования России. Магистратура по действующей образовательной модели является, с одной стороны, логичным продолжением бакалавриата, с другой – ступенькой, предшествующей поступлению в аспирантуру. Однако в реальных образовательных практиках оба аспекта ее статуса проявляются формально, теряя связь с бакалавриатом и не приобретая с аспирантской подготовкой. Цель работы состоит в том, чтобы определить перспективы сохранения магистратуры как ступени высшего образования по итогам нового витка реформ высшей школы.
Методы. Статья имеет преимущественно прикладной характер и написана на основе анализа нормативных документов, регулирующих формальные условия функционирования магистратуры как образовательной ступени.
Результаты и их обсуждение. Автор пришел к выводу, что сохранение магистратуры в том виде, в котором она существует сейчас, – нецелесообразно. В реальных образовательных практиках она является не столько жизненно необходимой ступенью образования, сколько придатком к бакалавриату, имея функции не образовательного, а административно-управленческого характера. Ее ценность состоит исключительно в возможности расширения контингента обучающихся, что участниками образовательного процесса признается значимым лишь в контексте увеличения объема финансирования высшего образования. Подобное обусловлено инвазивностью концепции реформы образования, результатом которой стало появление магистратуры. Переход (или возвращение) к национальной системе образования актуализирует вопрос о полном ее упразднении в системе высшего образования России.
Скачивания
Библиографические ссылки
Кривошеев, В.В. (2021). Магистратура и магистры: проблемы реализации Болонского проекта в России. СОТИС – социальные технологии, исследования, 4, 73–79.
Ломакина, Т.Ю., Идрисова, О.И. (2019). Проблема неоднородности учебных групп в педагогической магистратуре. Педагогическое образование в России, 3, 15–20.
Ребрин, О.И., Шолина, И.И., Жилин, А.С. (2019). Исследование проблем профессионализации студентов и выпускников программ магистратуры. Современные проблемы науки и образования, 6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29372.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 28.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (2023). Режим доступа: https://www.consultant.ru/search/?q=об+образовании.
Закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 09.01.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» (2023). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/980c5bed88eea1e544b1ea2c043b583024f2310d/.
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершен- ствования системы высшего образования» (2023). Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1623647/.