Диссертация как исследовательский проект: квалификационные и научные критерии состоятельности

Авторы

  • Виталий Владимирович Ковалев Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия
  • Дятлов Александр Викторович Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.2.1

Ключевые слова:

диссертация, научный проект, состоятельность, формальные критерии, научные критерии, качество, ВАК РФ, ДАНК ЮФУ

Аннотация

Введение. Актуальность темы представленной статьи обосновывается изменением нормативных условий и социальной ситуации для функционирования диссертационных советов. В первом случае речь идет о создании новой модели присуждения ученых степеней; во втором о росте требований к качеству исполнения диссертационных исследований. Цель работы состоит в том, чтобы через анализ квалификационных и научных критериев состоятельности выйти на понимание диссертации как исследовательского проекта.

Методы. Статья написана в рамках неопозитивистской парадигмы и концептуально выстраивается в русле операционалистского подхода.

Результаты и их обсуждение. Исследование квалификационных и научных критериев состоятельности диссертации, а также собственный опыт работы в диссертационных советах позволило прийти к следующим результатам: 1) работа с текстом диссертации должна предваряться системным изучением сложившегося дискурса по решаемой социальной задаче; 2) практические рекомендации должны быть системно связаны с решаемой социальной задачей и занимать по объему весь последний параграф работы; 3) внутреннее единство диссертации обеспечивается посредством применения модульно-алгоритмического подхода, в соответствии с которым каждый модуль текста имеет свои определенные (промежуточные для всей исследовательской работы) задачи, четкую последовательность их выполнения и прописывается в отведенную ему очередь, выступая основанием для перехода к последующему модулю; 4) положения новизны выводятся отдельно в пределах каждого модуля; 5) научная состоятельность диссертации прямо пропорциональна способности научного руководителя осуществлять квалифицированное руководство аспирантом (соискателем).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Виталий Владимирович Ковалев, Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия

Доктор социологических наук, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет

Дятлов Александр Викторович, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой регионального управления и экономической социологии, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Библиографические ссылки

Баранец Н.Г., Ершова О.В. (2011). О стандартах научной деятельности. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки, 3, 51-57.

Большой Энциклопедический Словарь (1991). Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия. Т. 1.

Волков, Ю.Г., Мостовая, И.В. (1998). Социология. М.: Гардарика.

Громыко, В.В. (2016). Методология написания диссертационной работы. Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова, 3, 3-15. DOI: 10.21686/2413-2829-2016-3-3-19

Губанов, Н.Н., Губанов, Н.И. (2016). Критерии в системе научного знания. Гуманитарный вестник, 2, 3-12. Донецкая, С.С. (2017). Реформа ничего не изменила: современные итоги реформирования российской системы присуждения ученых степеней. ЭКО,10, 139-150.

Иванова, С.В. (2013). Методологические аспекты научного исследования и подготовка диссертационных работ. Отечественная и зарубежная педагогика, 2, 60-72.

Кузин, Ф.А. (2000). Диссертация: методика написания, правила оформления, порядок защиты. М.: Ось-89.

Лубский, А.В. (2015). Как не следует писать диссертацию, или зачем надо разрабатывать концепцию диссертационного исследования. Гуманитарий Юга России. 2(1), 203-215.

Лубский, А.В. (2017). Методология социального исследования. М.: Инфра-М.

Мардахаев, Л.В. (2012). Методология диссертационного исследования и его оценка. Научные иссвания в образовании, 10, 20-28.

Мединцев, В.А. (2022). Современный операционализм в интеграционной перспективе. Теоретические достижения в психологии, 16, 99-104. DOI: 10.24412/2616-6860-2022-2-99-104.

Резник, С.Д. (2011). Как защитить свою диссертацию. М.: ИНФРА-М.

Сирина, Н.Ф. (2011). Кандидатская диссертация: от первых шагов до защиты. Екатеринбург: УрГУПС. Слинин, Я.А. (2013). Аристотель и онтологические основания логики. М.: Наука.

«Диссертнет»: итоги года – 2021. Официальный сайт «Диссертнет». Режим доступа: https://www.dissernet.org/publications/final2021.htm.

Министр науки и высшего образования РФ сообщил об увеличении спроса на обучение в аспирантуре (2022). Федеральный научный центр биологических систем и агротехнологий Российской академии наук. Режим доступа: http://fncbst.ru/?p=12145.

Официальный сайт ВАК РФ. Режим доступа: https://nauka.tass.ru/nauka/4868705.

Фальков заявил о сокращении количества защит диссертаций в ведущих вузах России (2021).

Официальный портал ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/12971743?utm

Загрузки

Опубликован

05-12-2022

Как цитировать

[1]
В. В. . Ковалев и Д. Александр Викторович, «Диссертация как исследовательский проект: квалификационные и научные критерии состоятельности», Caucasian Science Bridge, т. 5, вып. 2 (16), сс. 12–29, дек. 2022.

Выпуск

Раздел

Методология и методы социологических исследований

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)