https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/issue/feed Caucasian Science Bridge 2023-12-28T16:13:18+03:00 Анна Владимировна Верещагина anrietta25@mail.ru Open Journal Systems <h1>Журнал Caucasian Science Bridge является периодическим печатным изданием, публикующим статьи по направлению «Социологические науки»</h1> <p>Журнал включен в Перечень журналов, входящих в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).</p> <p>Журнал включен в<strong> перечень ВАК МНиВО РФ рецензируемых научных изданий</strong>, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (с 20.07.2022 года).</p> <p>Приказом Южного федерального университета (от 29.10.2021 г № 223-ОД) журнал «Caucasian Science Bridge» включен в перечень научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, соответствующих научным специальностям 22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки) и 22.08.08 – социология управления (социологические науки), представляемых к защите в диссертационный совет ЮФУ.</p> <p>В журнал принимаются для публикации статьи, посвященные актуальным проблемам социологической науки в области теории, методологии и истории социологии; результатам социологических исследований в экономической, политической и социокультурной сферах жизнедеятельности как российского общества, так и других государств современного мира.</p> <p><strong>Основные разделы журнала</strong>:</p> <p>- методология и методы социологических исследований,<br />- этносоциология,<br />- социология культуры,<br />- социология семьи и детства,<br />- социология образования,<br />- социология религии,<br />- социология управления,<br />- социология молодежи,<br />- экономическая социология, демография и миграции,<br />- социология здоровья и медицины,<br />- социология международных отношений,<br />- региональная социология (кавказоведение).</p> <p>Дополнительно в журнал принимаются статьи, ориентированные на разработку рекомендаций в области социологического образования, обзор научных конференций, новых публикаций в журналах социологического профиля, а также содержащие экспертный анализ социологических исследований.</p> <p>Для развития интеллектуального дискурса в области социологического знания приветствуется публикация исследований в рубрике <em>«Дискуссионная трибуна, </em>а для молодых исследователей (студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей), только начинающих свой путь в социологии, предлагается возможность публикации в рубрике<em> «Молодежный формат».</em></p> <p>Читатели и авторы могут ознакомиться с электронной версией выпусков бесплатно в разделе «Архивы», PDF-версии статей распространяются в свободном доступе по лицензии Creative Commons (CC-BY-NC-ND).</p> <p> </p> <p>Рукописи проходят двойное слепое рецензирование, рецензии хранятся 5 лет.</p> <p><em>Свидетельство о регистрации СМИ</em>: ПИ № ФС77-72672 от 16 апреля 2018 г.<br /><em>Журнал зарегистрирован Роскомнадзором</em>.<br /><em>Адрес редакции и издателя: </em>344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160.<br /><em>Журнал распространяется бесплатно.</em></p> <p><em>Оформить <strong>подписку</strong> на печатную версию журнала можно на сайте Объединенного каталога "Пресса России" <a href="http://www.pressa-rf.ru">www.pressa-rf.ru</a> и через интернет-магазин «Пресса по подписке» https://www.akc.ru (подписной индекс 85742)</em></p> <p>Авторы направляют рукописи статей и рецензий с личного адреса или с адреса корпоративной почты на электронный адрес <em><a href="https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/management/settings/context/mailto:csb.journal@mail.ru">csb.journal@mail.ru</a> .</em></p> https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/230 Диаспоры Юга России: основания типологизации и тенденции социокультурного воспроизводства 2023-12-28T14:01:05+03:00 Андрей Владимирович Бедрик abedrik@bk.ru Валерия Петровна Войтенко leravvp@mail.ru <p><strong>Введение.</strong> В настоящее время диаспоры выступают одним из базовых объектов как миграционной политики России, так и всего комплекса государственной национальной политики, ориентированной на сохранение культурного многообразия и гармонизацию межэтнических отношений в российском обществе. Цель данного исследования состоит в анализе типологических черт диаспорных сообществ Юга России, которые обусловливают характер их общественного восприятия, роль в межэтнических коммуникациях и особенности воспроизводства этнической структуры населения региона.</p> <p><strong>Методы. </strong>Методологическую базу исследования составляет неоинституционализм Д. Норта, а также социокультурный подход социологического исследования, представленный в работах Р. Мертона. Эмпирическую базу исследования составляют результаты всероссийских переписей населения 2002, 2010, 2020–2021 гг., а также переписи населения Крымского федерального округа, осуществленной в 2014 г. Кроме того, эмпирическими источниками информации являются данные территориальных органов юстиции пяти субъектов Юга России (Ростовская область, Краснодарский край и Республика Адыгея, Республика Крым и г. Севастополь).</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>В статье представлена классификация диаспорных сообществ Юга России, разработанная на основе исторического (временного) критерия, обеспечивающего возможности межпоколенческого анализа диаспор для выявления степени их интеграции в российское общество, его региональные и локальные компоненты. Выделено три группы диаспорных сообществ на Юге России: «досоветские диаспоры», «советские диаспоры», «постсоветские диаспоры». Выделенные три типа диаспорных сообществ Юга России реализуют различные по своему содержанию идентификационные и интеграционные стратегии поведения, существенно дифференцированы по потенциалу субъектности в системе межэтнических взаимодействий, уровню социальной и культурной дистанции с основным населением, степенью выраженности миграционных установок среди молодежи.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/231 Оценка социальной дифференциации и неоднородности социальных ресурсов территориальных общностей 2023-12-28T14:17:11+03:00 Нина Оганесовна Соколова nina.chizhickova@yandex.ru <p><strong>Введение.</strong> В статье рассматриваются особенности дифференциации и неоднородности социальных ресурсов территориальных общностей (на примере г. Таганрога Ростовской области). Актуальность исследования обусловлена нестабильностью социально-экономической ситуации в стране, провоцирующей усиление социальной неоднородности населения и рост численности бедных слоев. Исследование ориентировано на поиск границ бедности, определение социальных установок населения, выявление факторов, способствующих развитию социальных ресурсов территориальной общности.</p> <p>Цель данной работы – провести оценку социальной дифференциации и неоднородности социальных ресурсов территориальных общностей (на примере г. Таганрога Ростовской области). Объект исследования – население города. Предмет исследования – представления респондентов о своих стратификационных позициях и определяющих эту позицию факторах.</p> <p><strong>Методы.</strong> Теоретико-методологической основой исследования являются ресурсный и стратификационных подходы, позволяющие оценить как структуру социальной неоднородности, так и ее основные источники. Эмпирической основой исследования послужили данные, полученные в ходе анкетного опроса, проведенного с ноября по декабрь 2022 г. в г. Таганроге Ростовской области.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение.</strong> Анализ показал, что неоднородность социальных ресурсов территории обусловлена неравномерностью распределения доходов. Это компенсируется сформировавшейся у населения социальной состоятельностью. Поэтому помощь со стороны государства требуется 10–15% населения. Около 20% успешно адаптируются к изменениям в социально-экономической среде. Остальное население готово самостоятельно приложить максимальные усилия для самообеспечения. Резюмируя, можно говорит о том, что у рассматриваемой территориальной общности зафиксирован достаточный потенциал для развития социальных ресурсов и сокращения социальной поляризации. Социальные установки населения демонстрируют высокий уровень субъектности. Для реализации данного потенциала органам власти необходимо обеспечить стабильное функционирование институциональной системы.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/232 Социологический эксперимент по моделированию общественного развития 2023-12-28T15:03:08+03:00 Павел Николаевич Лукичев pnlukichyov@sfedu.ru <p><strong>Introduction.</strong> The aim of the work is to build an experimental model that combines economic and demographic processes.</p> <p><strong>Methods. </strong>The methodological basis of the concept is the ideas of physiocratic economists, as well as elements of game theory associated with the reduction of a complex process to a simplified abstract model, as well as the methodological technique of moving from the abstract to the concrete. In the proposed model, the needs of social individuals are considered as vital needs that are satisfied in certain cultural forms. This approach required the introduction of new concepts and a different interpretation of the established conceptual apparatus.</p> <p><strong>Results and discussion.</strong></p> <p>Abstract variants of an experimental model of an agrarian-pastoral society and a society in the phase of transition to the industrial stage of development are constructed. The involvement of a specific statistical material makes it possible to verify the experimental model, which leads to a number of reasonable conclusions and forecasting of economic and demographic processes in the phase of transition to the information stage of social development.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/235 Социальная адаптация в профессиональной деятельности среднего начальствующего состава сотрудников ОВД Российской Федерации 2023-12-28T15:55:28+03:00 Мария Анатольевна Дятлова masha_361@mail.ru <p><strong>Введение. </strong>В статье представлен авторский вариант обоснования перспективных направлений, актуальных подходов для социологического исследования социальной адаптации, мотивации профессиональной деятельности среднего начальствующего состава сотрудников ОВД РФ. Научная новизна состоит в выдвижении актуальных авторских трактовок для современных проблем социологии управления в контексте социального самочувствия отдельной категории сотрудников ОВД, социальной адаптации к профессиональной деятельности. Цели исследования обращены к постановке и поиску вариантов результативного решения задач комплексного научного обоснования социальной и профессиональной адаптации сотрудников ОВД РФ.</p> <p><strong>Методы.</strong> Прикладное социологическое исследование было проведено в 2023 г. среди курсантов и слушателей Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Краснодарского университета МВД России, Воронежского института МВД России. Методом онлайн-анкетирования было опрошено 3100 курсантов и слушателей. Динамика социального самочувствия и профессионального развития сотрудников органов внутренних дел изучалась на основе результатов аналогичного по содержанию опроса, проведенного в 2021 г. среди сотрудников органов внутренних дел Ростовской области, Ставропольского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии (всего опрошено 734 человека). Следуя методологии социологии, становится возможным предлагать и внедрять перспективную систему управленческих преобразований для профессиональных и общественных групп в системе органов правопорядка РФ.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение.</strong> Установлено, что в профессиональной адаптации средний начальствующий состав формирует в своем большинстве нормативно одобренный образ служебного социально ориентированного поведения. Как параметр результативности, делается вывод, что в социологии позитивная динамика социальной адаптации и самочувствия сотрудников ОВД предполагает формирование программы выявления и решения приоритетных проблем управления.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/233 Гендер в фокусе социокультурных проблем антиутопического общества 2023-12-28T15:33:46+03:00 Инна Викторовна Ковтуненко ivkovtunenko@yandex.ru Игорь Александрович Кудряшов igalk@mail.ru <p><strong>Введение</strong>. В рамках публикации роман Е.И. Замятина «Мы» определяется в качестве репрезентативной антиутопии, имплицирующей авторские культурно-социологические представления о гендере и сексуальности. Данный текст освещает гендерные проблемы, являвшиеся актуальными для времени, в которое жил и творил Е.И. Замятин. В воображаемом универсуме романа воспроизводится тоталитарный режим, который навязывает гражданам гиперорганизованную систему интимных отношений. Посредством этой системы государство пытается подавлять гендерную идентичность граждан, исключать эмоциональные связи или отношения между ними, тем самым разрушая организацию традиционной семьи, чтобы перенаправить высвобожденную энергию на поддержание идеологии тоталитаризма.</p> <p><strong>Методы</strong>. Антиутопия Е.И. Замятина анализируется в терминах теории социологического воображения (Seeger, 2019), социологических форматов воспроизведения воображаемой реальности в художественном тексте (археологии, онтологии и архитектуры) (Levitas, 2011). Изучение культурно-социологической предопределенности гендера в антиутопическом универсуме базируется на постулатах герменевтической и философско-филологической компаративистики (сравнение воображаемого мира Е.И. Замятина с объективной повседневностью). Подчеркивается конструктивная важность центральной метафоры энтропии, сформулированной Е.И. Замятиным в эссе «О литературе, революции, энтропии и других вопросах» (1923), где она означает интеллектуальный застой догматизма. «Энергия» – это обновление мышления путем разрушения политических, идеологических и эпистемологических догм; «энтропия» – это консервативная сила, которая останавливает перемены и укрепляет догму (Замятин, 2023, 205–206).</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение</strong>. В романе Е.И. Замятина «Мы» тоталитарный Благодетель является рупором государства, который разрабатывает гендерные проекты, основанные на унификации соответствующих различий, чтобы превратить граждан в эффективных работников, лояльных действующему идеологическому режиму. В основе этих проектов лежит государственный контроль над сексуальностью, упразднение семейных обязательств, что, в свою очередь, нейтрализует гендерные роли, специфические для биологического пола (например, «кормилец» и «домохозяйка»). Вне зависимости от биологического пола все граждане призваны выглядеть одинаково, как андрогинные объекты-механизмы-винтики в достижении первоочередных целей государственной политики.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/234 Атрибутивные признаки и процессуальная природа профессиональной идентичности 2023-12-28T15:46:47+03:00 Вера Ивановна Немчина nеmchina@sfedu.ru Владимир Николаевич Кандыба vkrost76@gmail.com <p><strong>Введение.</strong> Социальные проблемы, мультивариантность развития современного общества, трансформация социального порядка и альтернативность принципов социальной организации, возрастающие риски и угрозы создают условия, фундируют ценностные основания идентификационного процесса во всех многоуровневых проявлениях самотождественности современного человека.</p> <p>Сущность идентичности определяется как способность индивида осознавать непрерывность своего бытия и тождественность его социальному бытию, представленному соответствующими социальными структурами, отношениями и ценностями. Профессиональная идентичность выражается в способности индивида осознавать свою целостность и соответствовать форматам социальности в определенных сферах трудовой деятельности в качестве функционально автономного субъекта.</p> <p><strong>Методы.</strong> На основе обобщения различных представлений о профессиональной идентичности авторы осуществили концептуализацию феноменологического подхода для экспликации персонального идентификационного опыта в профессиональной сфере, ситуативного подхода – для формулирования теоретической конструкции, описывающей современный формат профессиональной идентичности, структурно-функционального подхода – для характеристики совокупности атрибуций индивида и их функциональных признаков.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение</strong>. Профессиональная идентичность выступает в качестве важного элемента структуры социально активной личности, ведущего фактора социальной адаптации. Атрибутивными характеристиками профессиональной идентичности выступают самоуважение, самопрезентация и самореализация. Таким образом, идентичность предполагает не процесс, а некое состояние, обладание некими качествами, атрибуциями. Атрибутивность идентичности не отрицает ее процессуальной природы, поскольку социальные и индивидуально-личностные атрибуции также являются выражением сложной социальной динамики.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/216 Концепция бюропатологий: к пониманию менеджеризма как тупика управления и развития 2023-12-27T17:09:20+03:00 Александр Михайлович Осипов osipov.al58@gmail.com <p><strong>Введение. </strong>Актуальность исследования определяется тем, что менеджеристская модель управления в последние 15 лет обрела монопольный статус в организации работы всех звеньев образовательной системы России. Ее принятие происходило в условиях реализации так называемой антибюрократической революции. Однако менеджеризм в российских управленческих практиках трансформировался в особую разновидность бюропатологии, обладающую значительно меньшим потенциалом к эффективному управлению, чем классическая бюрократия, против которой он был декларативно направлен.</p> <p><strong>Методы. </strong>Методологически работа опирается на теорию бюропатологий, в основе которой лежит представление о неизбежной деформации бюрократией социальных функций объекта управления в случае ее отрыва от научных основ управления и институтов гражданского общества, в том числе академических сообществ.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение.</strong> Концептуальная модель бюропатологий складывается из следующих элементов: определение их сущности, черт, типологии проявлений, индикаторов; методология изучения бюропатологий и их свойств в сфере образования; оценка их напряженности по всем сегментам, уровням, институциональным функциям и социальным группам в сфере образования; вскрытие социальных интересов и портретов разных групп менеджеров в фазе бюрократической автономии и тирании; анализ путей бюрократии к автономии и вытекающих из нее благ; всесторонняя оценка общественных потерь от бюропатологий; поиск альтернатив бюрократии, социальных движений и перспектив предотвращения бюропатологий. Установлено, что в системе образования бюропатологии выявляются в случае применения в управленческих практиках ряда инструментов: концентрация полномочий, главные из которых – контроль над финансовыми потоками и обеспечение лояльности кадров бюрократическим нормам; имитация обширного объема работ, активности и незаменимости; уход от научных основ, опора на личный опыт и нормативную базу; безнаказанность, уход от ответственности; деперсонализация решений, информационная закрытость; одностороннее властное давление на подчиненные уровни отрасли.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/217 Особенности муниципальной публичной политики в субъектах Северо-Западного федерального округа (на примере Вологодской области и Республики Карелия) 2023-12-27T17:22:52+03:00 Галина Вадимовна Белехова belek-galina@yandex.ru Ангелина Эдуардовна Жданова angelinazhdanova99@mail.ru <p><strong>Введение. </strong>В статье анализируется институт муниципальной публичной политики, внимание к которому в последние годы значительно возросло как по причине активного реформирования местного самоуправления в 2019–2022 гг., так и в связи с ростом гражданской активности населения, особенно в малых населенных пунктах. Муниципальная публичная политика формирует среду конструктивного партнерства органов власти, бизнеса и гражданского сообщества, обеспечивая кумулятивный эффект для решения социально-экономических проблем локальных территорий. Изучение особенностей публично-властных отношений базируется на концепте открытого государственного управления.</p> <p><strong>Методы.</strong> В исследовании использовались стандартные методы статистического и компаративного анализа, а также метод кейс-стади для описания практик общественного участия, реализующихся на уровне муниципалитетов при взаимодействии населения с местными органами власти.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>Показано, что правовое регулирование в муниципалитетах Вологодской области и Республики Карелия носит схожий характер. Однако муниципальная реформа в Вологодской области идет более быстрыми темпами, нежели в Республике Карелия. Вовлеченность местного населения в решение локальных вопросов находится на высоком уровне. Большую востребованность со стороны населения имеют проекты инициативного бюджетирования («Народный бюджет») и «Формирование комфортной городской среды» (г.г. Вологда и Петрозаводск), а в Вологодском округе – информационно-коммуникационная система «Заяви о проблеме». Сделан вывод о том, что хотя муниципальная публичная политика в Вологодской области и Республике Карелия различается по некоторым нормативным основам и непосредственным форматам реализации, но в каждом субъекте на уровне муниципальных образований создаются условия для включения местного населения в осуществление местного самоуправления в целях социально-экономического развития территорий.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/218 Операционализация понятия «эффективность управления университетом» 2023-12-27T17:47:33+03:00 Инна Сергеевна Ракитина rakitina.inna@list.ru <p><strong>Введение. </strong>В данной статье осуществляется операционализация понятия «эффективность управления университетом». Актуальность исследования имеет как теоретический, так и прикладной характер. Теоретический аспект исследования проявляется в отсутствии методологически обоснованного представления об эффективности управления университетом. Практический состоит в наличии устойчивых, но теоретически не обоснованных практик применения категории «эффективность» в управлении университетами. Следовательно, в социуме существует нереализованный запрос на решение поставленной проблемы. Цель исследования определена как разработка теоретической модели понятия «эффективное управление университетом».</p> <p><strong>Методы. </strong>Методологической основой исследования выступает теория государственного менеджеризма. Выбор этой методологии обосновывается тем, что современная модель управления высшим образованием России всецело выстроена именно на менеджеристских началах. В связи с этим категория операционализации может быть выполнена только в опоре на содержательные свойства менедже­ристской теории. Менеджеризм выступает объясняющим инструментом того, как функционирует механизм работы количественных показателей в управленческих практиках высшей школы. Кроме того, процесс анализа заявленного понятия – «эффективность управления университетом» – осуществляется с применением операционалистского подхода, разработанного П. Лазарсфельдом.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>«Эффективное управление университетом» – это достижение целей образовательной организации, обеспеченное достаточным объемом и оптимальным расходом используемых ресурсов и имеющее подтверждение академического сообщества о том, что достигнутые результаты имеют значение для социума. Полученное определение выведено из последовательной операционализации следующих категорий: «эффективность управления», «университет», «типы университетов», «цели университетов», «ресурсы достижения целей», «субъектность академического сообщества».</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/219 Центр управления регионом как форма взаимодействия региональных органов власти и населения в современном цифровом пространстве 2023-12-27T17:59:52+03:00 Наталья Александровна Латушко nlatushko@sfedu.tu <p><strong>Введение.</strong> В статье анализируется новая форма публичного управления – Центр управления регионом. Актуальность исследования определяется необходимостью изменений функционирования системы государственного управления в условиях цифровой трансформации за счет расширения диалога власти и населения, более гибкого реагирования на запросы общества и установления устойчивой обратной связи между властью и населением.</p> <p><strong>Методы.</strong> В исследовании применен аналитический метод. Также использованы данные и аналитические материалы АНО «Диалог Регионы».</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>В целом Центр управления регионом как инструмент управления позволяет за счет интеграции мониторинговых и аналитических данных более гибко координировать действия субъектов регионального развития, а именно региональных властей, бизнеса и гражданских объединений; содействовать в развитии социальной и инженерной инфраструктуры, а также расширить спектр услуг для населения. Но в настоящее время основным направлениям деятельности ЦУРов является оперативное реагирование на запросы граждан и работа в сетевом пространстве по подаче релевантной информации.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/220 Влияние менеджеристской модели управления университетами на институционализацию дополнительного образования 2023-12-27T19:57:42+03:00 Оксана Владимировна Богданова oksanavelo9@bk.ru <p><strong>Введение. </strong>Основная идея данной статьи состоит в том, чтобы обосновать взаимосвязь между менеджеристской политикой управления университетами и процессами институционализации дополнительного образования. Актуальность поставленной проблемы обусловлена высокой степенью значимости дополнительного образования в современном социуме. Дополнительное образование выполняет две базовые функции: переобучение и повышение квалификации. Нарушения в работе этих функций приведут к тому, что образование перестанет гибко реагировать на потребности общества обучать новым профессиям и адаптировать к новым профессиональным запросам. Цель статьи: выявить механизмы институционализации дополнительного образования под воздействием менеджеристской модели управления высшей школой.</p> <p><strong>Методы. </strong>Методологическую базу исследования составил менеджеристский подход, посредством которого исследуются проблемы развития дополнительного образования как составной части института высшего образования. Эмпирическая база исследования сформирована на основе пяти глубинных интервью, взятых у руководителей программ ДПО, а также анализа документов, регулирующих применение менеджеристских управленческих инструментов.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение.</strong> Дополнительное образование в настоящее время рассматривается руководством вузов как инструмент обеспечения финансовыми ресурсами, что соответствует правилам, принятым в рамках менеджеристской идеологии. Данное положение дел считаем неприемлемым. У дополнительного образования другие задачи. Оно должно быть образовательным инструментом быстрого реагирования на возникающие запросы общества на переподготовку и повышение квалификации. Для того чтобы оно справлялось с этой функцией, у него должен быть единый головной центр управления, под него должна быть сформирована специальная нормативная база, оно должно представлять собой отдельный субъект на рынке образовательных услуг. Сегодня дополнительное образование находится в статусе придатка к действующей системе высшего образования. В таком положении его ждет дальнейшая деградация и утрата общественно полезных функций. Единственный выход – институционализация дополнительного образования вне организационных структур высшей школы.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/227 Роль семейной медиации в урегулировании семейных конфликтов и снижении динамики разводов в российском обществе (по материалам глубинных интервью) 2023-12-28T13:16:27+03:00 Анна Владимировна Верещагина anrietta25@mail.ru Ангелина Александровна Жиденко angelina_zhidenk@mail.ru <p><strong>Введение.</strong> В статье анализируются результаты глубинных интервью, проведенных с целью выявления роли медиативных практик в урегулировании семейных споров и конфликтов в российском обществе. Данный ракурс исследования обусловлен высокой динамикой явлений, негативно сказывающихся на стабильности института семьи в России, демографической ситуации в стране и благополучии населения.</p> <p><strong>Методы. </strong>В статье приводятся данные глубинных интервью (<em>N</em> = 7), проведенных с медиаторами Ростовской области, имеющими опыт работы в области семейной медиации. Также в исследовании использованы данные опросов общественного мнения (ВЦИОМ, ФОМ), государственной статистики относительно динамики браков и разводов, неполных семей в Российском государстве за последнее десятилетие.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>Исследование позволило выявить высокий потенциал института семейной медиации в разрешении семейных конфликтов в российском обществе, положительную динамику обращений к семейной медиации со стороны российских семей, однако для повышения эффективности данного института необходимо преодолеть ряд барьеров. Самыми значительными из них являются информационные (невысокая информированность населения о семейной медиации, ее возможностях и предназначении) и социокультурные (неготовность российских граждан обращаться к помощи медиаторов, устойчивые ориентации на решение проблем формально-правовым путем, через суд, отсутствие в обществе и непосредственно в семьях диалоговой культуры). Немаловажным фактором, препятствующим распространению семейной медиации среди населения и повышению ее эффективности, выступает также несовершенство законодательной базы РФ.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/228 Теоретическая модель исследования системы детского туризма в современной России 2023-12-28T13:28:29+03:00 Мария Александровна Семенчукова maria.semenchukova@mail.ru <p><strong>Введение. </strong>Существуют социально значимые практики, которые оказывают влияние на развитие и благополучие общества. К таким видам деятельности относится система детского туризма, отдыха и оздоровления. В настоящее время в научном дискурсе имеющиеся подходы к изучению системы детского туризма несовершенны и требуют дальнейшего изучения. В связи с этим необходимо сформировать теоретическое пространство детского туризма для дальнейшего изучения и регулирования.</p> <p><strong>Методы</strong>. Исследование опирается на концептуальные положения неоинституциональной теории <br>Д. Норта.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>Теоретическая модель исследования системы детского туризма построена на основании четырех взаимодополняющих друг друга блоков: формирование категориального аппарата; выявление институциональных характеристик; функциональные задачи; определение круга акторов. Таким образом, автором сформировано и разработано теоретическое пространство системы детского туризма, отдыха и оздоровления с возможностью создания предпосылок для очерчивания направлений дальнейшего изучения этого многогранного явления, разработки его институционального регулирования.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/229 Бикарьерная модель семьи как партнерский тип семейно-брачных отношений в контексте противоречивых материалистических и постматериалистических ценностных установок современной молодежи 2023-12-28T13:48:12+03:00 Ирина Николаевна Богданова irina-bogdanova64@mail.ru Анастасия Сергеевна Давиденко davidenkoas2013@mail.ru <p><strong>Введение. </strong>В статье представлен анализ бикарьерной семьи как предпочитаемой модели семейно-брачных отношений партнерского типа в контексте дихотомии материалистических/постматериалистических ценностных установок молодежи.</p> <p><strong>Методы.</strong> В качестве основных теоретико-методологических установок использованы институциональный подход к изучению современных семьи и брака, а также стилежизненный подход к изучению молодежи, позволяющий выявить влияние противоречивых ценностных установок на выбор молодыми людьми актуальной модели брачно-семейных отношений с присущими ей поведенческими стратегиями и стилем жизни. Использование методов анкетного опроса и полуформализованного интервью в рамках эмпирического исследования позволило выявить сосуществование разнопорядковых ценностных установок, обусловливающих выбор семьи бикарьерного типа как наиболее предпочитаемого молодежью в современных условиях.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение.</strong> Трансформационные процессы института семьи и брака в современном российском обществе остаются в центре социологического внимания, актуализируя рассмотрение различных аспектов современных брачно-семейных отношений. Семья, оставаясь непреходящей терминальной ценностью для россиян, меняет свой облик и усложняется, что находит проявление в вариативности ее моделей, реализуемых в современных условиях. Для молодежи семья остается на вершине лестницы ценностных предпочтений, при этом предпочитаемые модели семьи весьма разнообразны. Однако все большее количество молодых людей демонстрирует приверженность супружескому (партнерскому) типу семейных отношений и стилю жизни. Рассмотрение особенностей данного типа семьи в контексте дихотомии материалистических/постматериалистических ценностей позволило авторам выявить противоречивое сочетание оснований выбора партнерских семейно-брачных отношений. Ценности постматериалистического характера (самосовершенствование, самоактуализация, Я-ориентация) тесно сочетаются с ценностями материалистического характера (материальное благополучие). Причем ценности индивидуалистического характера далеко не всегда оказываются превалирующими для молодых супружеских пар. Карьерный рост и профессиональная самореализация, скорее, носят подчиненный характер относительно решения материальных проблем современной семьи.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/221 Научно-исследовательская деятельность студенческой молодежи: факторы влияния и инструменты активизации 2023-12-27T20:14:30+03:00 Анастасия Эдуардовна Пилипенко kalosha@sfedu.ru Руслан Александрович Денисов rdenisov@sfedu.ru <p><strong>Введение. </strong>В условиях трансформации социальной реальности российского общества сформирован общественный и государственный запрос на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность (НИД). Наиболее перспективной социально-демографической группой вовлечения определяется студенчество как будущая профессиональная элита страны. При этом стоит отметить, что НИД обучающихся высшей школы представляется как сложное многомерное явление, на развитие которого влияет множество факторов. В рамках данной работы предпринята попытка классифицировать факторы влияния следующим образом: управленческие (государственный уровень, уровень вуза), средовые, личностные.</p> <p><strong>Методы.</strong> Прикладное социологическое исследование проведено в 2023 г. среди обучающихся Южного федерального университета (образовательные направления участников исследования: социально-экономическое, гуманитарное, инженерное, естественнонаучное, педагогическое, архитектура и искусство). Методом онлайн-анкетирования было опрошено 3056 студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры вуза.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>Данные реализованного исследования позволили зафиксировать зависимость научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи от личностных (индивидуальные характеристики студента, социально-профессиональные особенности семьи студента) и средовых (престижность статуса молодого ученого, структура интеллектуальной среды вуза и особенности корпоративной культуры, ценностные ориентации академической группы, личность преподавателя и готовность к научному сотрудничеству со студентами, материально-техническая оснащенность лабораторий) факторов. Полученные результаты иллюстрируют необходимость поиска инструментов активизации НИД среди обучающихся вузов. На примере инициированного к созданию Науководческого центра Южного федерального университета рассмотрены направления вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность и социальные эффекты данной работы.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/222 Специфика реализации идеи равенства возможностей как воплощения социального эгалитаризма в жизненных стратегиях российской молодежи 2023-12-27T20:25:11+03:00 Евгений Евгеньевич Некрасов izbirpravo@gmail.com <p><strong>Введение.</strong> Современная российская молодежь часто идентифицирует себя как поколение жизненного успеха и завышенных социальных ожиданий. В этих условиях важной социальной задачей является формирование системы институтов, ориентированных на воспроизводство и развитие молодежи через реализацию стратегий позитивной направленности, среди которых несомненной значимостью обладают стратегии, определяемые идеей равенства возможностей. Таким образом, проявляется объективная необходимость осмысления эгалитарных оснований жизненных способностей молодежи, интегрирующих социальную статику и динамику. В этом случае содержательной стороной жизненных стратегий выступает равенство доступа к социальным ресурсам и социальная активность молодежи, связанные формированием жизненных стратегий. Данные обстоятельства обусловливают взаимосвязанность концептуального и практического аспектов исследуемой проблемы.</p> <p><strong>Методы.</strong> Методология исследования основана на структурно-функциональном подходе (Р. Мертон, <br>Т. Парсонс и др.), в котором анализ и объяснение эгалитаризма в жизненных стратегиях молодежи основываются на взаимосвязи стратификационного и статусно-ролевого фактора.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>Идея равенства возможностей в жизненных стратегиях российской молодежи рассматривается как модель поведения, сформированная в результате взаимодействия объективных (социально-статусных) и субъектных (мотивационных) установок молодых людей, связанных с их представлением о своем месте в обществе, жизненными планами, самопроектированием и самоопределением в молодежной среде. Влияние эгалитаризма на жизненные стратегии молодежи выражается в различных вариантах трансформации жизненных планов. Часто молодые люди выбирают в качестве целей жизненных стратегий повышение личной значимости (высокий уровень потребления, успешная карьера, семейное благополучие). В этом случает способы реализации жизненных целей носят прикладной и инструментальный характер.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/223 Социализация молодых болельщиков под воздействием института профессионального спорта (на примере г. Ростова-на-Дону) 2023-12-27T20:31:49+03:00 Егор Константинович Тупиков egor_tupikov1996@mail.ru <p><strong>Введение. </strong>Профессиональный спорт играет значительную роль в социализации человека посредством информационного влияния на ценности, установки и поведение индивида. В данном контексте особый исследовательский интерес представляет социальная группа молодых болельщиков. Молодежь в целом представляет собой группу, члены которой только начинают осваивать социальные нормы и ценности, в то время как болельщики являются наиболее вовлеченной в деятельность института профессионального спорта социальной группой и, соответственно, в большей степени подвержены воздействию данного института. Анализ влияния профессионального спорта на молодых болельщиков позволит раскрыть его потенциал как значимого института социализации.</p> <p><strong>Методы.</strong> Методологическая основа проводимого исследования представлена информационно-коммуникативным подходом, применяемым для изучения социальных явлений как результата информационного обмена между коммуникатором и реципиентом. Также в статье используется структурно-функциональный анализ, позволяющий выявить функции, присущие различным элементам социальной системы. Эмпирическая база исследования основывается на результатах разведывательного социологического опроса молодежи г. Ростова-на-Дону в возрасте от 18 до 30 лет (<em>N</em> = 384).</p> <p><strong>Результаты и обсуждение.</strong> Профессиональные спортивные мероприятия вызывают интерес у существенной части молодого поколения. Около половины респондентов, интересующихся спортивными соревнованиями, относят себя к спортивным болельщикам, что указывает на их тесную связь с институтом профессионального спорта. Профессиональный спорт посредством информационного влияния пропагандирует общечеловеческие ценности и культ здорового образа жизни. В ходе исследования была обнаружена положительная связь между степенью фанатизма и частотой физической активности молодежи. Практически половина молодых болельщиков рассматривает профессиональный спорт как институт, позволяющий удовлетворить социальные потребности в аффилиации и коммуникации. Также были выявлены негативные проявления влияния профессионального спорта на молодых фанатов. Они заключаются в распространении негативных образцов поведения и вовлечении молодежи в конфликтную среду, что становится причиной неудачной интеграции молодых людей в систему социальных отношений.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/224 Три миссии классического университета в пространстве цифровых технологий: проблемы и противоречия реализации 2023-12-27T20:41:03+03:00 Елена Юрьевна Колесникова anabel_le@mail.ru <p><strong>Введение.</strong> Статья посвящена цифровой революции в образовании, ее социокультурной составляющей, проблеме возможности сохранения в условиях современных институциональных трансформаций под влиянием новой технологической волны фундаментальной основы организации образовательного процесса в университете – действенного социокультурного единства и целостности трех миссий классического университета – образования, исследования и воспитания.</p> <p><strong>Методы. </strong>В исследовании использованы методы контекстологического, сравнительно-исторического и компаративистского анализа, метод концептуального моделирования, системный и структурно-функциональный методы.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>Цифровизация, как и другие исторически возникшие формы технологических революций, отражает объективную логику современной цивилизации, основанной на научно-техническом прогрессе и знаниях. Поэтому в научном дискурсе цифровая революция обсуждается, как правило, в формате поиска и оценки возникающих в процессах цифровизации не только новых возможностей, но и противоречий и рисков, тем более в такой тонкой экосистеме, какой является современный университет. В обширной литературе именно в такой концептуальной оптике и обсуждаются проблемы цифровизации образования. Этой же логике следуют и публичные экспертные обоснования и целеполагания государственной образовательной политики в России в области цифровизации образовательной сферы.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/225 Мотивация профсоюзного членства среди студентов вуза (по материалам социологического исследования ППО ЮФУ) 2023-12-27T20:50:33+03:00 Сергей Александрович Дюжиков duzhikov@sfedu.ru Дарья Александровна Гугуева dgugueva@sfedu.ru <p><strong>Введение. </strong>Для любой профсоюзной организации важно постоянное увеличение количества своих членов. Для профсоюзной организации университета это важно еще и потому, что ротация членов профсоюза происходит ежегодно: часть студентов заканчивает обучение в университете и выходит из профсоюза. Поступившие первокурсники должны принять решение: и вступить или не вступить в профсоюз. Это означает, что каждый год следует проводить агитационную работу с первокурсниками. Для того чтобы проводить эту работу наиболее эффективно, мы провели социологический опрос. Цель исследования: определить мотивацию студентов к вступлению в первичную профсоюзную организацию Южного федерального университета. Представленные в статье результаты исследования будут полезны молодежным и студенческим профсоюзным организациям.</p> <p><strong>Методы. </strong>Прикладное социологическое исследование в форме опроса общественного мнения было проведено среди студентов всех структурных подразделений ЮФУ в весеннем семестре 2022/2023 учебного года. Методом онлайн-анкетирования был опрошен 1401 обучающийся в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре.</p> <p><strong>Результаты и их обсуждение. </strong>В рамках исследования была выявлена группа студентов, готовых самостоятельно защищать и отстаивать свои права, а также группа студентов, желающих делегировать защиту своих прав. И ту и другую группу можно привлечь в профсоюз как рядовых членов или как профсоюзных активистов. Также важными для работы со студентами стали ответы респондентов на вопрос «В профсоюз имеет смысл вступать, если...», благодаря которому мы увидели, что для большинства смысл появляется в случае, если это реально что-то изменит и если респонденты знают, чем занимается профсоюз. Благодаря полученным ответам профсоюзная организация сможет откорректировать свою информационную работу таким образом, чтобы увеличить количество своих членов.</p> <p>Результаты проведенного исследования обсуждались на заседании объединенного профсоюза обучающихся и сотрудников ЮФУ и были приняты в работу.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/226 Состояние развития практик экологического просвещения в России: по материалам качественных исследований 2023-12-27T20:58:42+03:00 Ярослава Геннадиевна Зинченко yazinchenko@uriu.ranepa.ru Александр Борисович Понамарёв kalvarus94@gmail.com Анна Константиновна Хаустова bazhenova@fedcdo.ru <p><strong>Введение.</strong> В данной статье авторами предпринимается попытка оценить состояние развития практик экологического просвещения в России. Исследование выполнено с опорой на эмпирические данные, полученные в ходе глубинных интервью с представителями 20 организаций дополнительного образования, осуществляющими практики экологического образования. Согласно полученным данным, можно сделать следующие выводы: 1) отсутствует единый подход к интерпретации экологического просвещения, плюрализм педагогических методик, не подвергающийся экспертной оценке, приводит к дифференциации качества образовательного продукта; 2)&nbsp;отсутствует системная поддержка и унифицированный подход к ресурсному обеспечению образовательных программ, реализующих экологическое просвещение; 3) отсутствует необходимый приток молодых кадров в педагогический корпус, реализующий программы экологического просвещения и образования, а также конкретные требования к компетенциям и квалификации педагогов, реализующих указанные программы. По мнению авторов, экологическое просвещение требует системного подхода, использования определенных «просветительских франшиз» вроде экостанций, позволяющих унифицировать образовательные практики, сформировать единые и эффективные методики.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge https://csb.sfedu.ru/index.php/csbjournal/article/view/236 Армяне Юга России в статусных профессиональных сообществах (ситуация рубежа 2020-х годов) 2023-12-28T16:13:18+03:00 Сергей Яковлевич Сущий SS7707@mail.ru <p><strong>Введение.</strong> В статье изучаются социопрофессиональные ориентации армянского населения южнороссийских регионов, масштабы присутствия в ряде статусных профессиональных групп (в том числе в сфере здравоохранения, высшей школе, науке, в различных сегментах судебно-правоохранительной системы, региональных органах законодательной и исполнительной власти).</p> <p><strong>Результаты исследования и их обсуждение.</strong> Исследование подтвердило вывод о том, что традиционная профессиональная ориентация армян южного макрорегиона на различные сферы торгово-посреднической деятельности в постсоветский период дополняется все более активным включением в некоторые статусные сообщества. Но было установлено, что даже между сопредельными региональными общинами имеются достаточно значимые различия в социопрофессиональных ориентациях, обусловленные суммой исторических, демографо-расселенческих, социально-экономических факторов. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о значительной профессиональной привлекательности для представителей всех южнороссийских общин сферы медицины (большинства специализаций, из которых самыми предпочтительными выступают стоматология, онкология, урология, дерматология). Высшая школа и наука как сферы профессиональной деятельности вызывали наибольший интерес у донских армян. В адвокатуре и органах полиции были широко представлены представители всех региональных общин, в судейском профессиональном сообществе значительным было присутствие только у армян Дона. Выделялись они среди всех общин и уровнем представительства в составе депутатов областной думы. Но в городских законодательных собраниях армяне были весомо представлены во всех южнороссийских центрах, располагавших крупными общинами. Весьма ограниченным остается присутствие армян в структурах исполнительной власти регионов Юга России.</p> 2023-12-28T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2023 Caucasian Science Bridge