«Менеджеризация» общего образования: к постановке проблемы
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.1.9Ключевые слова:
школьное образование, менеджеризм, образовательные услуги, качество образования, рейтингАннотация
Введение. В статье предпринимается попытка объединить в единой концептуальной матрице, казалось бы, разрозненные и обособленные друг от друга социальные проблемы в институтах школьного образования. А именно обнаружить в обобщенной тенденции снижения качества общего образования признаки реализации установок такой управленческой идеологии, как менеджеризм. Заявленная концептуальная матрица, обоснованная как адекватная в качестве гипотезы, станет теоретическим основанием для проведения новых, в том числе эмпирических исследований.
Методы. В качестве методологии используется концепция государственного менеджеризма А.В. Дятлова, В.В. Ковалева, Я.А. Асланова, а также институциональные идеи Д. Норта. Методами для исследования выступают анализ нормативных документов и тематической академической литературы и обзоры проведенного наблюдения.
Результаты и их обсуждение. В рассмотренной научной литературе, тематически схожей с поставленной проблемой, выявлены лакуны. Последние как раз могут быть концептуально устранены при рассмотрении изучаемых авторами социальных явлений и управленческих практик в рамках концепции государственного менеджеризма. Предложен обзор на нормативный документ, регламентирующий деятельность школьного руководства, а также проведен первичный анализ такого способа проверки эффективности педагогов и школ, как ВПР. В итоге и там, и там были обнаружены признаки, которые позволяют отнести существующие стратегии управления школьным образованием к реализации идеологии менеджеризма.
Скачивания
Библиографические ссылки
Волошко, Т. (2018). В чем смысл Всероссийских проверочных работ. И почему их так не любят учителя. Мел. Режим доступа: https://mel.fm/ucheba/shkola/3820497-vpr
Гурова, Г. (2022). Высокие достижения или открытость для всех? Почему рейтинговая система управления российскими школами увеличивает социальное неравенство. Нож. Режим доступа: https://knife.media/kpi-school/
Дубаневич, Л. Э., Геммерлинг, Т. В. (2016). Рынок общеобразовательных услуг в России: формирование и развитие. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки, 4, 227-231.
Дятлов, А. В., Ковалев, В. В., Асланов, Я. М. (2021) Методологический конструкт исследования менеджеристских инструментов обеспечения эффективности муниципального управления. Вестник ЮРГТУ (НПИ), 4. 23-35.
Норт, Д. (1997). Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 180.
Пинская, М. А., Хавенсон, Т. Е., Косарецкий, С. Г., Звягинцев, Р. С., Михайлова, А. М., Чиркина, Т. А. (2018). Поверх барьеров: исследуем резильентные школы. Вопросы образования, 2, 198-227.
Понятие «образовательная услуга» уберут из закона «Об образовании в РФ» (2022). Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/54762/
Почему не стоит полагаться на рейтинги школ (2019). Вести образования. Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2019/8/9/quality_of_education/8838-pochemu_ne_stoit_polagatsya_na_reytingi_shkol
Рогач, О. В. (2016). Особенности государственного регулирования сферы образовательных услуг в России. Вестник Российского университета дружбы народов, 3, 48-57.
Рогач, О. В., Фролова, Е. В., Рябова Т. М. (2019). Модернизация школьного образования в оценках родительской общественности. Перспективы науки и образования, 4 (40), 183-193.
Фролова, Е. В., Рогач, О. В. (2017). Качество среднего образования в современных российских условиях: социологический анализ. Материалы Афанасьевских чтений, 1 (18), 126-137.
Шалыто, А. А. (2022). Как из закона «Об образовании в РФ» исчезли «образовательные услуги». Цифровая Россия. Режим доступа: https://d-russia.ru/kak-iz-zakona-ob-obrazovanii-v-rf-ischezli-obrazovatelnye-uslugi.html