Рождение американской школы из духа патриотизма: институциональные зигзаги и публичные баталии внутри среднего образования
Рецензия на книгу: Грэм, П.А. (2011). Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики.
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.3.3Ключевые слова:
американская средняя школа, школьные реформы в США, институциональная история, школьный менеджеризм, суверенизация российского образования, разработка образовательных реформАннотация
Аннотация. В статье приводится анализ книги американского историка образования П.А. Грэм «Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации». Рецензент показывает, что указанную монографию, представляющую нелинейный процесс развития через реформирование средней школы в Соединенных Штатах, можно рассматривать с позиций неоинституционального подхода. Более того, в выделяемых П.А. Грэм четырех этапах изменений и модификаций образовательной политики можно обнаружить одну стабильную тенденцию – возникновения, формирования и укрепления менеджеристской модели управления школой как институтом. Работа зарубежного исследователя под таким ракурсом приобретает дополнительную теоретическую и практическую актуальность, т.к. показывает опасности слишком частой смены целей и приоритетов в институциональном реформировании школьного образования и иные возможные угрозы в обозначенном государством курсе на суверенизацию российской образовательной системы.
Скачивания
Библиографические ссылки
Грэм, П.А. Америка за школьной партой. Как средние школы отвечают меняющимся потребностям нации / П.А. Грэм// – М.: Издательский дом ВШЭ, – 2011. – 288 с.
Казанцев, О.А. Концептуализации реформации: методология менеджеризма versus «головокружение от критики» / О.А. Казанцев // Caucasian Science Bridge. – 2024. – Т. 7, № 1. – С. 134–142. – https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.12. – EDN ZSZEUW.
Ковалев, В.В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов // Вестник университета. – 2023. – №7. – С. 24-32. – https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-24-32. – EDN XGDYIY.
Кумсков, В. В. Педагогические идеи Д. Дьюи и советское образование 1920-х гг. / В.В. Кумсков // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т. 2. – № 3. – С. 7-11.
Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт//. – М.: Фонд экономической книги «Начала», 1– 997. – 180 с.
Райнерт, Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Э.С. Райнерт// – М.: Издательский дом ВШЭ, – 2011. – 384 с.
Бурдина, А. Качество общего образования в России оценят по новым критериям [2023]. – Режим доступа: https://ug.ru/kachestvo-obshhego-obrazovaniya-v-rossii-oczenyat-po-novym-kriteriyam/.
Лаукканен, А. «Америка за школьной партой» [2012]. – Режим доступа: https://www.golosameriki.com/a/interview-patricia-graham/1559898.html .
Лекция Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова «О развитии суверенной национальной системы образования» [2011]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/6476/lekciya-ministra-prosvescheniya-rossiyskoy-federacii-sergeya-kravcova-o-razvitii-suverennoy-nacionalnoy-sistemy-obrazovaniya/.
Кравцов заявил о необходимости суверенной системы образования в России [2023]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/17595397.
С нового учебного года в школах будет введен курс внеурочных занятий «Семьеведение» [2024]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/8303/s-novogo-uchebnogo-goda-v-shkolah-budet-vveden-kurs-vneurochnyh-zanyatiy-semevedenie/.
Цикулина, С. Отмена ЕГЭ: популизм или руководство к действию? [2024]. – Режим доступа: https://octagon.media/istorii/otmena_ege_populizm_ili_rukovodstvo_k_dejstviyu_.html.
Цикулина, С. Учителя заступились за обществознание [2024]. – Режим доступа: https://octagon.media/istorii/uchitelya_zastupilis_za_obshhestvoznanie.html.
Цикулина, С. Школьные экзамены возьмут курс на традиционные ценности [2024]. – Режим доступа: https://octagon.media/istorii/shkolnye_ekzameny_vozmut_kurs_na_tradicionnye_cennosti.html.
Эфрос, И. «Извините, но в школе мест нет». Почему российская система образования отторгает детей трудовых мигрантов и что с этим делать [2022]. – Режим доступа: https://knife.media/education-of-migrants/.
Piattoeva, N. Numbers and their contexts: how quantifed actors narrate numbers and decontextualization / N. Piattoeva // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. – 2021. – Vol. 33, № 3. – P. 511-533.