Концептуализации реформации: методология менеджеризма versus «головокружение от критики»
Рецензия на книгу: Богатырев, Д.К., Докучаев, И.И. (2023). Провинциализация империи. Очерки истории образования в постсоветской России. СПб.: Издательство РХГА.
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.12Ключевые слова:
реформы российского образования, «провинциализация империи», менеджеризм, концептуализация российских реформ, управление институтами образованияАннотация
Аннотация. В статье представлен анализ книги Д.К. Богатырева и И.И. Докучаева «Провинциализация империи. Очерки истории образования в постсоветской России». Рецензент объясняет теоретическую и практическую актуальность рассматриваемой работы, приводит основные характеристики авторской концептуализации реформ в системе российского образования, а также показывает главные предметы критики в анализе исследователей. Вместе с тем, проведя сравнение концепции Д.К. Богатырева и И.И. Докучаева с менеджеристской методологией, автор показывает оторванность центральной для рецензируемой книги идеи «провинциализации империи» от мирового контекста институциональных изменений в самых разных странах, а также ее потенциал для производства конспирологических интерпретаций.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абдуллин, Р. Глава РАН: качество высшего образования падает из-за проблем в школах – в них отсутствует идеология [2021]. – URL: https://daily.afisha.ru/news/50482-glava-ran-kachestvo-vysshego-obrazovaniya-padaet-izza-problem-v-shkolah-v-nih-otsutstvuet-ideologiya/ .
Байденко, В.И. Болонский процесс: современный этап / В.И. Байденко // Высшее образование в России. – 2015. – № 10. – С. 52–60. – EDN UXMFRR.
Богатырев, Д.К. Провинциализация империи. Очерки истории образования в постсоветской России / Д.К. Богатырев, И.И. Докучаев. – СПб.: Изд-во РХГА, 2023. – 236 с.
Борщевский, Г.А. Повышение качества государственных услуг как приоритет реформирования / Г.А. Борщевский // Государственная служба. – 2018. – Т. 20, № 6. – С. 27–35. – https://doi.org/10.22394/2070-8378-2018-20-6-27-35. – EDN ZFYIHR.
Вольчик, В.В. Восхождение метрик / В.В. Вольчик // Terra Economicus. – 2018. – Т. 16, № 4. – С. 6–16. – https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-6-16. – EDN YRPNVZ.
Вольчик, В.В. Институты и идеология менеджеризма в сфере высшего образования и науки / В.В. Вольчик, М.А. Корытцев, Е.В. Маслюкова // Управленец. – 2019. – Т. 10, № 6. – С. 15–27. – https://doi.org/10.29141/2218-5003-2019-10-6-2. – EDN SCIVPE.
Дятлов, А.В. Методологический конструкт исследования менеджеристских инструментов обеспечения эффективности муниципального управления / А.В. Дятлов, В.В. Ковалев, Я.А. Асланов // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2021. – Т. 14, № 4. – С. 23–35. – https://doi.org/10.17213/2075-2067-2021-4-23-35. – EDN RFBUAT.
Дятлов, А.В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов / А.В. Дятлов, В.В. Ковалев // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 70–91. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.3. – EDN RGIKSM.
Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации / В.П. Бабинцев, Г.Н. Гайдукова, И.Э. Надуткина, Ж.А. Шаповал // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 50–69. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.4. – EDN YHIWGQ.
Казанцев, О.А. «Менеджеризация» общего образования: к постановке проблемы / О.А. Казанцев // Caucasian Science Bridge. – 2023б. – Т. 6, № 1. – С. 96–103. – https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.1.9. – EDN RUILOI.
Казанцев, О.А. Картографирование менеджеризма и менеджеризация школы: от описания метода к пониманию предмета / О.А. Казанцев // Гуманитарий Юга России. – 2023а. – Т. 12, № 4. – С. 215–230. – https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.15. – EDN UMUOOU.
Казун, А.Д. Конспирологическое мышление: понятие, измерение и факторы / А.Д. Казун // Экономическая социология. – 2022. – Т. 23, № 2. – С. 91–117. – https://doi.org/10.17323/1726-3247-2022-2-91-117. – EDN YINBGD.
Капогузов, Е.А. Вклад новой институциональной экономической теории в реформирование общественного сектора / Е.А. Капогузов // Журнал институциональных исследований. – 2011. – Т. 3, № 4. – С. 6–17. – EDN OODDHN.
Капогузов, Е.А. Теория общественного выбора как теоретический фундамент реформ государственного управления / Е.А. Капогузов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2012. – Т. 12, № 2. – С. 21–30. – EDN PAUCGB.
Кирия, И.В. Российская реформа образования в культуре популизма российской медиасреды / И.В. Кирия // Вопросы образования. – 2020. – № 4. – С. 288–311. – https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-4-288-311 . – EDN FKHHKB.
Ковалев, В.В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов // Вестник университета. – 2023. – № 7. – С. 24–32. – https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-24-32. – EDN XGDYIY.
Курбатова, М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия / М.В. Курбатова // Мир России. Социология. Этнология. – 2016. – Т. 25, № 4. – С. 59–86. – EDN WTIEXN.
Понятие «образовательная услуга» уберут из закона “Об образовании в РФ”» [2022]. – URL: http://duma.gov.ru/news/54762/.
Ресурсы менеджеризма для обеспечения эффективности муниципального управления (по оценкам экспертов Южного федерального округа) / А.В. Дятлов, Т.В. Игнатова, В.В. Ковалев, Т.П. Черкасова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021. – № 4. – С. 11–17. – https://doi.org/10.22394/2079-1690-2021-1-4-11-17. – EDN WGFNCD.
Родительская конференция в поиске выхода из кризиса школьного образования [2021]. – URL: https://regnum.ru/news/3272795.
Туркот, Ю.В. Потребители муниципальных услуг ЮФО об эффективности менеджеристской модели управления / Ю.В. Туркот, А.Б. Понамарев // Гуманитарий Юга России. – 2021. – Т. 10, № 5. – С. 230– 239. – https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.5.16. – EDN LJQCJR.
Шевченко, С.Ю. Народная наука: отличимы ли люди от бактерий? / С.Ю. Шевченко // Эпистемология и философия науки. – 2018. – Т. 55, № 1. – С. 171–183. – https://doi.org/10.5840/eps201855115. – EDN YUCEIA.
Шпаковская, Л.Л. Советская образовательная политика: социальная инженерия и классовая борьба / Л.Л. Шпаковская // Журнал исследований социальной политики. – 2009. – Т. 7, № 1. – С. 39–64. – EDN JWLVLZ.
Юлаев, А. Массовое образование в РФ мертво: интервью с Алексеем Савватеевым у трупа русской средней школы [2021] / А. Юлаев. – URL: https://www.business-gazeta.ru/article/52882.
Managerialism in UK schools erodes teachers’ mental health and well-being [2019]. – URL: https://www.openaccessgovernment.org/managerialism-teachers-mental-health/57088/.
Shepherd, S. Managerialism: an ideal type / S. Shepherd // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 43, № 9. – P. 1668–1678.