Достигнуть равновесия: объясняя и преодолевая институциональные дисфункции в среднеобразовательной российской школе
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2025.1.7Ключевые слова:
школьное образование, среднеобразовательная российская школа, менеджеристские инструменты, институциональное неравновесие, рейтинг школ, доктрина ростаАннотация
Введение. Проблемы отечественного школьного образования и управления качеством образовательного продукта общеобразовательных учреждений представляют актуальную исследовательскую тематику. Особенно в контексте курса на суверенизацию образовательных институтов в России. Притом на данный момент в академическом и публичном полях зачастую представлены слишком оценочные или чрезмерно локальные обсуждения социальных проблем в институтах общего образования (например, зарплаты учителей, отказ от ЕГЭ, вред или необходимость цифровизации и др.). Попыток концептуализировать множество негативных тенденций в российских школах (высокая отчетность, кадровый дефицит, пробелы в системе оплаты труда и т.д.) в одну теоретическую рамку с апробированием такой гипотетической конструкции через эмпирический материал в настоящее время не так много. Наиболее наглядно подобная публикационная диспропорция заметна на фоне масштабов аналогичных исследований применительно к высшему образованию. Поэтому в настоящей работе предприняты усилия по восполнению указанного пробела через следующее аналитическое целеполагание: изучить влияние менеджеристских инструментов на качество образования в среднеобразовательной российской школе.
Методы. На методологической основе неоинституционализма Д. Норта, а также отдельных концептуальных дополнений из теоретических конструкций А.В. Дятлова и В.В. Ковалева, М.А. Корытцева и Н. Пиаттоевой используется метод глубинного (полуструктурированного) интервьюирования директоров общеобразовательных организаций г. Ростова-на-Дону. После теоретической обработки эмпирических материалов применяется типологический метод П. Лазарсфельда для проектирования потенциальных решений по преодолению институционального неравновесия в институте среднеобразовательной российской школы.
Результаты и их обсуждение. При аналитике эмпирических материалов обнаружилось негативное отношение руководителей общеобразовательных школ к некоторым менеджеристским инструментам. Изучение причин дисфункциональности управленческого инструментария, основанного на идеологии менеджеризма, завершилось выявлением шести негативных эффектов. Для конкретно их преодоления и нивелирования были разработаны четыре модели по институциональным модификациям среднеобразовательной российской школы, среди которых предпочтение отдано модели качественно иного взаимодействия и сосуществования менеджеристских и неменеджеристских элементов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Асадуллин, Р.М. Диктатура бюрократической идеологии в современной школьной культуре / Р.М. Асадуллин, О.В. Фролов // Вестник Московского университета. – Сер. 20. Педагогическое образование. – 2021. – № 1. – С. 3–15. – https://doi.org/10.51314/2073-2635-2021-1-3-15 . – EDN IVMMER.
Аузан, А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа / А.А. Аузан. – М.: АСТ, 2022. – 160 с.
Бабич, Н.С. Концепция типологических операций Пауля Лазарсфельда: сущность и роль в современной западной социологии / Н.С. Бабич // Актуальные вопросы современной науки. – 2012. – № 24. – С. 156–168. – EDN PLILAJ.
Белановский, С.А. Глубокое интервью и фокус-группы: учебник по качественным методам социологического опроса / С.А. Белановский. – М.: Директ-Медиа, 2022. – 456 с.
Болотов, В.А. Прошлое, настоящее и возможное будущее российской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 287–297. – https://doi.org/10.17323/18149545-2018-3-287-297. – EDN UZPREF.
Вахитов, Р.Р. Обмен и раздаток в сфере высшего образования / Р.Р. Вахитов // Университетское управление: практика и анализ. – 2015. – № 6. – С. 9–17. – EDN VUYPJP.
Вольчик, В.В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки / В.В. Вольчик, Е.В. Маслюкова // Terra Economicus. – 2019. – Т. 17, № 2. – С. 146–162. – https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162. – EDN NCJBLT.
Воротилов, B. Анализ основных подходов к определению качества образования / B. Воротилов, Г. Шапоренкова // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 49–52. – EDN MTCXKN.
Вперед, в Средневековье. Диалог Александра Аузана и Евгения Водолазкина о цивилизационных переменах // Телеканал КИНОТВ. – 2024. – URL: https://rutube.ru/video/32148cbc241ae75904761302b891eb6b/.
Голованова, Н.Ф. Маркеры неолиберальных тенденций в концепциях модернизации российского образования / Н.Ф. Голованова, И.С. Ломакина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2024. –№ 12. – С. 63–70. – https://doi.org/10.24158/spp.2024.12.8. – EDN MWAUDR.
Гребнев, Л.С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезневой) / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 1. – С. 5–18. – EDN YMVEPH.
Дятлов, А.В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов / А.В. Дятлов, В.В. Ковалев // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 70–91. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.3. – EDN RGIKSM.
ЕГЭ: объективность и эффективность. Большинство учителей и преподавателей считают, что результаты ЕГЭ соответствуют реальным знаниям учеников // ВЦИОМ. – 19.01.2016. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ege-obektivnost-i-effektivnost.
Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации / В.П. Бабинцев, Г.Н. Гайдукова, И.Э. Надуткина, Ж.А. Шаповал // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 50–69. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.4. – EDN YHIWGQ.
Казанцев, О.А. Картографирование менеджеризма и менеджеризация школы: от описания метода к пониманию предмета / О.А. Казанцев // Гуманитарий Юга России. – 2023а. – Т. 12, № 4. – С. 215–230. – https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.4.15. – EDN UMUOOU.
Казанцев, О.А. Концептуализации реформации: методология менеджеризма versus «головокружение от критики» / О.А. Казанцев // Caucasian Science Bridge. – 2024. – Т. 7, № 1. – С. 134–142. – https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.12. – EDN ZSZEUW.
Казанцев, О.А. «Менеджеризация» общего образования: к постановке проблемы / О.А. Казанцев // Caucasian Science Bridge. – 2023б. – Т. 6, № 1. – С. 96–103. – https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.1.9. – EDN RUILOI.
Капелюшников, Р.И. Упала ли экономическая отдача от образования? / Р.И. Капелюшников // Экономика образования. – 2013. – № 1. – С. 44–50. – EDN QBEGAR.
Ковалев, В.В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов // Вестник университета. – 2023. – № 7. – С. 24–32. – https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-24-32. – EDN XGDYIY.
Ковалев, В.В. Субъектность академического сообщества в условиях менеджеристского управления / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов // Наука. Культура. Общество. – 2024. – Т. 30, № 2. – С. 37–51. – https://doi.org/10.19181/nko.2024.30.2.3. – EDN TDOEUA.
Корытцев, М.А. Эволюция теоретической концепции квазирынков в контексте реформирования общественного сектора национальной экономики / М.А. Корытцев // Terra Economicus. – 2009. – Т. 7, № 1–2. – С. 9–13. – EDN PKYQQX.
Костенко, И.П. «Реформы» образования в России: цели, результаты, уроки / И.П. Костенко // Народное образование. – 2019. – № 1. – С. 53–68. – EDN RCUGOS.
Круглова, М.С. Теория институционального дизайна: от поиска идеальных институтов к работам Блумингтонской школы / М.С. Круглова // Terra Economicus. – 2018. – Т. 16, № 4. – С. 17–28. – https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-17-28. – EDN YRPNWP.
Курбатова, М.В. Управление по результатам в российском образовании: проблемы нормативного регулирования / М.В. Курбатова // ЭКО. – 2023. – № 3. – С. 8–26. – https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-3-8-26. – EDN DDSOFF.
Ларионова, А. 11 дней до ЕГЭ: учителя – о плюсах, минусах и проблемах экзамена / А. Ларионова // МЕЛ. – 2023. – Режим доступа: https://mel.fm/ucheba/yege/4357816-11-dney-do-yege-chto-uchitelyagovoryat-ob-ekzamene.
Лебедев, О.Е. Конец системы обязательного образования? / О.Е. Лебедев // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 230–260. – https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-230-259. – EDN YHZCVP.
Мальцев, А.В. Отношение выпускников школ к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) / А.В. Мальцев, А.Н. Данилов, Д.В. Шкурин // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2023. – № 1. – С. 22–28. – https://doi.org/10.26105/SSPU.2023.82.1.002. – EDN VUMJBQ.
Морозов, Г.Б. Выпускной школьный экзамен: возвращение к традиционным формам приема. Элементы ЕГЭ как дополнение / Г.Б. Морозов, Ю.Д. Фархутдинова // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 12. – С. 132–138. – EDN VEDWYF.
Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. – М.: Начала, 1997. – 188 с.
Осипов, А.М. Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий / А.М. Осипов // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 15–33. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.2. – EDN UOVTMS.
Осипов, А.М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования / А.М. Осипов // Высшее образование в России. – 2019. – Т. 28, № 5. – С. 63–72. – https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72. – EDN ZIQIYP.
Пакина, Т.А. Компетентностный подход в формировании функциональной грамотности / Т.А. Пакина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 80–2. – С. 258–260. – EDN OEDYMX.
Попов, Д.С. Цифровизация российской средней школы: отдача и факторы риска / Д.С. Попов, А.В. Стрельникова, Е.А. Григорьева // Мир России. Социология. Этнология. – 2022. – Т. 31, № 2. – С. 26–50. – https://doi.org/10.17323/1811-038X-2022-31-2-26-50. – EDN IECICK.
Рогозин, Д.М. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования / Д.М. Рогозин, О.Б. Солодовникова, А.А. Ипатова // Вопросы образования. – 2022. – № 1. – С. 271– 300. – https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-271-300. – EDN KLQTLU.
Рогозин, Д.М. Удовлетворенность трудом преподавателей организаций высшего образования: от ретроспективного анализа / Д.М. Рогозин, О.Б. Солодовникова // Социологический журнал. – 2024. – Т. 30, № 3. – С. 98–123. – https://doi.org/10.19181/socjour.2024.30.3.5. – EDN MBBZVC.
Родионова, М.М. Травма академии: в попытках идиорритмической контекстуализации / М.М. Родионова // Интеракция. Интервью. Интерпретация. – 2022. – Т. 14, № 4. – С. 10–28. – https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.1 – EDN OIDDVT.
Рождественская, Е.А. Единство многообразного лучше единства тотального / Е.А. Рождественская // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. – 2020. – № 6. – С. 42–60. – EDN BIYWRE.
Сапунов, М.Б. Культура критического дискурса о высшем образовании и науке (по страницам журнала) / М.Б. Сапунов, Х.Г. Тхагапсоев // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 7. – С. 20–27. – https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-20-27. – EDN XUAQNV.
Сартан, Я. Катализатор или бесполезный механизм? О проблемах, выявленных при введении нормативно-подушевого финансирования школ / Я. Сартан // Управление школой. – 2006. – № 5. – URL: https://upr.1sept.ru/article.php?ID=200600501.
Сенина, Н.А. Социальные предикторы формирования различий в дискурсе о качестве школьного образования / Н.А. Сенина, Т.А. Мерцалова, С.И. Заир-Бек // Вопросы образования. – 2024. – № 2. – С. 323– 349. – https://doi.org/10.17323/vo-2024-16969. – EDN DDUQIJ.
Сорокин, Д. Около 63% опрошенных россиян считают, что ЕГЭ следует отменить / Д. Сорокин // ТАСС. – 10.03.2024. – URL: https://tass.ru/obschestvo/20193987.
Стародубцев, А. История одной реформы: ЕГЭ как пример институционального переноса / А. Стародубцев. – СПб.: Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2011. – 28 с.
Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма / А.Э. Гегер, С.В. Ляшко, А.В. Клюев, Г.И. Саганенко // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 8–9. – С. 27–40. – https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40. – EDN PFSDOW.
Цикулина, С. Образование в 2024 году ждут неоднозначные реформы / С. Цикулина // Октагон.Медиа. – 26.12.2023. – URL: https://octagon.media/istorii/obrazovanie_v_2024_godu_zhdut_neodnoznachnye_reformy.html.
Шагиева, Р.В. Болонский процесс: дорога туда и обратно / Р.В. Шагиева, С.В. Черкасова // Образование и право. – 2023. – № 8. – С. 16–21. – https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-8-16-21. – EDN DWIGSD.
Юревич, М.А. Альтернативные концепции экономического роста / М.А. Юревич // Journal of Economic Regulation. – 2022. – Т. 13, № 3. – С. 18–28. – https://doi.org/10.17835/2078-5429.2022.13.3.018-028. – EDN UXAZTU.
Piattoeva, N. Numbers and their contexts: how quantifed actors narrate numbers and decontextualization / N. Piattoeva // Educational Assessment, Evaluation and Accountability. – 2021. – Vol. 33, № 3. – P. 511–533.