Молодой учитель: риски депрофессионализации (по результатам социологических исследований)
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.2.4Ключевые слова:
депрофессионализация, профессионализация, молодые педагоги, педагогика, профессионалы, педагогическое сообщество, учителя, школьное образованиеАннотация
Введение. В данной статье предпринимается попытка выявить наиболее значимые риски депрофессионализации молодых педагогов. Авторы предполагают, что трудовая деятельность молодых учителей сопряжена со значительными рисками, не способствующими профессионализации, а сложившиеся (на 2024 г.) условия труда могут привести к выходу молодых педагогов из профессии и поиску более вознаграждающей работы. Основная цель – выявить среди молодых учителей группу риска, в которую входят педагоги, имеющие наиболее высокую вероятность смены профессиональной деятельности.
Методы. Исследование опирается на эмпирические данные, полученные в ходе формализованных интервью в формате face-to-face с молодыми педагогами, работающими в школах трех национальных республик (Бурятия, Коми, Башкортостан), Алтайского, Красноярского краев, Свердловской области. В выборку исследования вошли 400 респондентов в возрасте до 35 лет. По мнению авторов, ключевыми факторами профессионализации выступают: 1) уверенность в завтрашнем дне, перспективах своей профессии, возможности строить долгосрочные карьерные планы; 2) удовлетворенность условиями труда, заработной платой, значимостью статуса и востребованностью. Отсутствие вышеозначенного, напротив, приводит к депрофессионализации – размыванию профессиональной идентичности, утрате навыков и умений, деформации значимых ценностей и норм, характерных для профессионала в области педагогики.
Результаты и их обсуждение. Анализ эмпирических данных демонстрирует, что материальное обеспечение молодых педагогов, их способность обеспечить достойную жизнь себе и своей семье выступает в качестве самого главного риска, с которым сталкиваются учителя. Также значимым фактором риска может считаться потенциальный уход женщины-педагога в декретный отпуск и нежелание возвращаться к низкооплачиваемой и высокострессовой трудовой деятельности. Своеобразным противовесом данного риска выступает понимание молодыми педагогами своей трудовой деятельности как своеобразной общественно важной миссии. Ответы респондентов на открытые вопросы демонстрируют принятие педагогического сообщества как эксклюзивного профессионального сообщества, которое достойно исключительного отношения со стороны государства и которому должны быть доступны особенные условия для приобретения жилья и другие льготы. Установлено, что принадлежность к вышеописанному сообществу является самым важным фактором, удерживающим молодых педагогов в профессии. Сделан вывод о том, что 20–25% молодых педагогов входят в группу риска и имеют достаточно высокий риск столкновения с депрофессионализацией.
Скачивания
Библиографические ссылки
Герасимов, Г.И. Диалоги о высшем образовании: парадигмальный подход и познавательно-развивающая парадигма образования / Г.И. Герасимов, А.В. Лубский. – М.; Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2014. – 96 с.
Добреньков, В.И. Социология: в 3 т. Т. 3 / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Социол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000. – 519 с.
Зарплата строителя в Москве и Московской области // Job50.ru. – 2024. – URL: https://job50.ru/obzor_zarplat.php?new_position=%D1%F2%F0%EE%E8%F2%E5%EB%FC.
Ковалев, В.В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов // Вестник университета. – 2023. – № 7. – С. 24–32. – https:// doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-24–32.
Лишние люди: почему школьников не пускают в 10-й класс // Известия. – 15.08.2024. – URL: https://iz.ru/1742855/sergei-gurianov/lishnie-liudi-pochemu-shkolnikov-ne-puskaiut-v-10-i-klass.
Мартьянова, Н.А. Депрофессионализация: теоретико-социологический анализ понятия / Н.А. Мартьянова, М.В. Рубцова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 12, ч. 2. – С. 141–143.
Почему учителя увольняются из школы // Парламентская газета. – 24.03.2023. – URL: https://www.pnp.ru/social/pochemu-uchitelya-uvolnyayutsya-iz-shkoly.html.
Профессия: учитель! Престиж и доходность профессии учителя в России сильно выросли // ВЦИОМ. – 05.10.2022. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/uchiteljaprestizhnostdokhodnost-privlekatelnost
Романча, А.Н. Реализация стратегии обучения педагогического персонала в образовательной организации на основе KPI / А.Н. Романча, В.Н. Елкина // Экономика и социум. – 2019. – № 1. – С. 819–823.
Российским школам не хватает мужчин-педагогов // Российский союз ректоров. – 20.09.2022. – URL: https://rsr-online.ru/news/2022/9/20/rossijskim-shkolam-ne-hvataet-muzhchin-pedagogov/.
Сколько зарабатывает учитель в России? // ГородРабот.Ру – 2024. – URL: https://gorodrabot.ru/salary?p=%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C#salary-statistics-chart-item-1.
Сколько зарабатывают курьеры и много ли в России работников доставки // Т-Ж. – 30.11.2023. – URL: https://journal.tinkoff.ru/dostavka-stat/.
Фадеева И.М. Профессионализация и депрофессионализация в современном российском обществе: взгляд социолога // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – Сер. Социальные науки. – 2014. – № 1. – С. 108–113.
«Хорошая вещь, но сделана плохо»: правда ли, что в России отменят ЕГЭ? // Татар-информ. – 03.07.2024. – URL: https://www.tatar-inform.ru/news/xorosaya-veshh-no-sdelana-ploxo-pravda-li-cto-v-rossii-otmenyat-ege-5951649.