Некоммерческие организации в фокусе общественного мнения (на примере Ростовской области)
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2025.1.9Ключевые слова:
некоммерческие организации, гражданское общество, горизонтальные связи, общественное мнение, волонтерствоАннотация
Введение. В представленной работе предпринимается попытка выявить ключевые тенденции, связанные с восприятием россиянами деятельности некоммерческих организаций (НКО). Такие организации обладают потенциалом решать социально значимые проблемы более оперативно, чем органы государственной власти, и по этой причине зачастую рассматриваются как значимая часть гражданского общества. Сложившаяся в современной России политическая конъюнктура в значительной степени трансформирует принципы горизонтального взаимодействия граждан и позволяет констатировать усиление роли государства в качестве наиболее значимого актора социальных преобразований. В вышеописанной ситуации значимость НКО в общественном сознании может снизиться, а восприятие их деятельности – измениться. В рамках данной работы мы стремимся выявить, ассоциируется ли в общественном мнении (на примере Ростовской области) деятельность НКО с развитием гражданского общества.
Методы. Исследование выполнено с опорой на эмпирические данные, полученные в ходе формализованных интервью face-to-face с жителями Ростовской области. Выборка – квотная, репрезентирующая население Ростовской области по полу, возрасту, месту проживания: N = 2000; мужчины – 45%; женщины – 55%; возраст респондентов – 18 лет и старше; доля респондентов с высшим образованием – не более 40%; территории – Ростов-на-Дону (административный центр), 9 городских округов, 20 муниципальных районов.
Результаты и их обсуждение. Полученные в ходе эмпирического исследования данные подтверждают гипотезу об усилении в общественном мнении роли государства как самого значимого актора социальных преобразований. Деятельность НКО воспринимается в качестве своеобразного придатка, полезного инструмента для решения проблем, которые по той или иной причине до сих пор не решили органы государственной или муниципальной власти. Это мнение разделяют как рядовые граждане, так и те, кто относит себя к волонтерам, гражданам с активной политической позицией и активистам НКО. Можно констатировать, что восприятие деятельности НКО в современной России значительно отличается от принятого в странах, которые часто относят к либерально-демократическим. Становится очевидна тенденция масштабирования идей этатизма на деятельность организаций, не связанных с государственной властью.
Скачивания
Библиографические ссылки
Архипова, Е.Б. Проблемы и противоречия цифровой трансформации социальных служб в России / Е.Б. Архипова, О.И. Бородкина // Социология науки и технологий. – 2021. – Т. 12, № 4. – С. 116–134. – https://doi.org/10.24412/2079-0910-2021-4-116-134. – EDN QETOEH.
Афанасьева, Ю.С. Деятельность некоммерческих организаций в условиях цифровой трансформации: проблемы и перспективы / Ю.С. Афанасьева // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 42–46. – EDN EFSMXU.
Зотов, В.Б. Участие некоммерческих организаций в оказании социальных услуг населению / В.Б. Зотов, И.В. Милькина // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – С. 10–19. – EDN JGQBIX.
Старшинова, А.В. Деятельность НКО в сфере социальных услуг: общественные ожидания и региональные практики / А.В. Старшинова, О.И. Бородкина // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – Т. 18, № 3. – С. 411–428. – https://doi.org/10.17323/727-0634-2020-18-3-411-428. – EDN SWOTCP.
Профессиональная идентичность и мотивация работы в НКО. Презентация исследования // Агентство социальной информации. – 2022. – URL: https://asi.org.ru/work/professionalnaya-identichnost-i-motivacziya-raboty-v-nko/.
Guo, C. Speaking and being heard: How nonprofit advocacy organizations gain attention on social media / C. Guo, G.D. Saxton // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. – 2018. – Vol. 47, № 1. – Р. 5–26.
Lecy, J.D. Nonprofit sector growth and density: Testing theories of government support / J.D. Lecy, D.M. Van Slyke // Journal of Public Administration Research and Theory. – 2020. – Vol 30, № 1. – Р. 30–45. https://doi.org/10.1177/089976401771372410.1093/jopart/muz023.