Состояние развития практик экологического просвещения в России: по материалам качественных исследований
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.11Ключевые слова:
экологическое просвещение, педагогические практики, ESG, социальная ответственность, экостанцииАннотация
Введение. В данной статье авторами предпринимается попытка оценить состояние развития практик экологического просвещения в России. Исследование выполнено с опорой на эмпирические данные, полученные в ходе глубинных интервью с представителями 20 организаций дополнительного образования, осуществляющими практики экологического образования. Согласно полученным данным, можно сделать следующие выводы: 1) отсутствует единый подход к интерпретации экологического просвещения, плюрализм педагогических методик, не подвергающийся экспертной оценке, приводит к дифференциации качества образовательного продукта; 2) отсутствует системная поддержка и унифицированный подход к ресурсному обеспечению образовательных программ, реализующих экологическое просвещение; 3) отсутствует необходимый приток молодых кадров в педагогический корпус, реализующий программы экологического просвещения и образования, а также конкретные требования к компетенциям и квалификации педагогов, реализующих указанные программы. По мнению авторов, экологическое просвещение требует системного подхода, использования определенных «просветительских франшиз» вроде экостанций, позволяющих унифицировать образовательные практики, сформировать единые и эффективные методики.
Скачивания
Библиографические ссылки
Искендерова, С.М.г. Экологическое просвещение и анализ педагогического опыта / С.М.г. Искендерова // Наука и школа. – 2020. – № 3. – С. 100–114. – DOI 10.31862/1819-463X-2020-3-100-114. – EDN XMJHYI.
Тарасова, О.Н. Подростковая аудитория экологического просвещения / О.Н. Тарасова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 2. – С. 193–207. – DOI 10.14515/monitoring.2016.2.12. – EDN VVXTEV.
Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. – № 3. – С. 79–85.
Национальный проект «Экология». 2018. // Министерство природных ресурсов и экологии РФ. – URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/ (дата обращения: 07.10.2023).
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/31cbdcc572222c93a51fed78205b68b35c0d8fe0 (дата обращения: 07.10.2023).