Состояние развития практик экологического просвещения в России: по материалам качественных исследований

Авторы

  • Ярослава Геннадиевна Зинченко Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
  • Александр Борисович Понамарёв Южно-Российский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия
  • Анна Константиновна Хаустова Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Минпросвещения России, г. Москва, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.11

Ключевые слова:

экологическое просвещение, педагогические практики, ESG, социальная ответственность, экостанции

Аннотация

Введение. В данной статье авторами предпринимается попытка оценить состояние развития практик экологического просвещения в России. Исследование выполнено с опорой на эмпирические данные, полученные в ходе глубинных интервью с представителями 20 организаций дополнительного образования, осуществляющими практики экологического образования. Согласно полученным данным, можно сделать следующие выводы: 1) отсутствует единый подход к интерпретации экологического просвещения, плюрализм педагогических методик, не подвергающийся экспертной оценке, приводит к дифференциации качества образовательного продукта; 2) отсутствует системная поддержка и унифицированный подход к ресурсному обеспечению образовательных программ, реализующих экологическое просвещение; 3) отсутствует необходимый приток молодых кадров в педагогический корпус, реализующий программы экологического просвещения и образования, а также конкретные требования к компетенциям и квалификации педагогов, реализующих указанные программы. По мнению авторов, экологическое просвещение требует системного подхода, использования определенных «просветительских франшиз» вроде экостанций, позволяющих унифицировать образовательные практики, сформировать единые и эффективные методики.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ярослава Геннадиевна Зинченко, Южно-Российский институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Южно-Российского института управления-филиала РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Александр Борисович Понамарёв, Южно-Российский институт управления, филиал РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону, Россия

Кандидат социологических наук, старший преподаватель, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону, Россия

Анна Константиновна Хаустова, Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Минпросвещения России, г. Москва, Россия

Заместитель директора по организационно-методическому сопровождению естественнонаучной направленности, ФГБОУ ДО ФЦДО Минпросвещения России, г. Москва, Россия

Библиографические ссылки

Искендерова, С.М.г. Экологическое просвещение и анализ педагогического опыта / С.М.г. Искендерова // Наука и школа. – 2020. – № 3. – С. 100–114. – DOI 10.31862/1819-463X-2020-3-100-114. – EDN XMJHYI.

Тарасова, О.Н. Подростковая аудитория экологического просвещения / О.Н. Тарасова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2016. – № 2. – С. 193–207. – DOI 10.14515/monitoring.2016.2.12. – EDN VVXTEV.

Шахмарданов, З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. – № 3. – С. 79–85.

Национальный проект «Экология». 2018. // Министерство природных ресурсов и экологии РФ. – URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/np_ecology/ (дата обращения: 07.10.2023).

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/31cbdcc572222c93a51fed78205b68b35c0d8fe0 (дата обращения: 07.10.2023).

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Как цитировать

[1]
Я. Г. Зинченко, А. Б. Понамарёв, и А. К. Хаустова, «Состояние развития практик экологического просвещения в России: по материалам качественных исследований», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 4 (2023), сс. 113–124, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ