Религиозная самоидентификация дагестанской молодежи

Авторы

  • Мадина Магомедкамиловна Шахбанова Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, г. Махачкала, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/26585820.2024.3.8

Ключевые слова:

религия, ислам, вероучение, вероисповедание, дагестанская молодежь, самоидентификация, религиозная идентичность, религиозные установки, религиозные ценности

Аннотация

Введение. Религиозное возрождение сопровождается противоречивыми векторами развития: с одной стороны, больше свободы и возможности в совершении религиозных обрядов и богослужения, с другой – появление религиозных течений, способствующих радикализации сознания, в данном контексте, ваххабитской идеологии. Сложные процессы в религиозной сфере дестабилизировали российское общество, вносили раскол между последователями разных вероисповеданий, более того, способствовали разладу внутри одного вероучения. Довольно болезненно процессы религиозного возрождения протекают в регионах, население которых исповедует исламское учение. Поэтому на фоне укрепления позиций религиозного духовенства, их влияния на массовое сознание населения актуализируется потребность в исследовании религиозной идентичности.

Методика и методология исследования. Общепринятой моделью социологического изучения идентичности и разных типов ее существования является анализ выражений каждого из них через призму интеграторов воспроизводства, в данном контексте, установление степени сопричастности человека с религиозной общностью, то есть единоверцами. Авторский социологический опрос по изучению религиозности и религиозной практики дагестанской молодежи проведен в 2023 г. методом случайного отбора. Место проведения опроса: гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам:  а) пол – мужчины 249 чел. (48,8 %), женщины – 261 чел. (51,2 %); б) возраст: 15–17 лет  – 144 чел. (28,3 %), 18–25 лет – 173  чел. (34,0 %), 26–35 лет – 193 чел. (41,7 %); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4 %), среднее – 107 чел. (21,0 %), среднее специальное – 173 чел. (34,1 %), высшее – 156 чел. (30,5 %); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8 %), верующий – 273 чел. (53,5 %), колеблющийся – 25 чел. (4,9 %), неверующий – 11 чел. (2,2 %), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6 %); по территории проживания – городское население (N =231 или 45,2 %), сельское население (N=279 или 54,8 %): Махачкала (N=81), Дербент (N=51), Кизилюрт (N=12), Кизляр (N=23), Хасавюрт (N=64), Ботлихский (N=59), Дербентский (N=91), Казбековский (N=42), Кизлярский (N=87). Обработка собранного социологического материала осуществлена в программе FAR.

 Результаты исследования. В статье анализируются результаты эмпирического исследования по изучению религиозности и религиозного поведения молодого поколения дагестанцев. Внимание акцентировано на установлении места религиозной идентичности молодого поколения дагестанцев в иерархии типов социальной идентичности, обозначении религиозной самоидентификации, выраженности осознания сопричастности с религиозной общиной и единоверцами. Ключевым в рамках данного исследования является установление веса параметра «религия» как консолидационного компонента.

Основные положения:

– верификация эмпирического материала позволяет сделать выводы, во-первых, о доминанте интегратора «религия», во-вторых, об осознании общности с единоверцами, в-третьих, ярко выраженной конфессиональной личной самоидентификации опрошенной дагестанской молодежи;

– реалии свидетельствуют о доминировании религиозной принадлежности, важности сопричастности к религиозной общине в противовес этническому и российскому типам идентичности;

– превалирование в массовом сознании опрошенного молодого поколения религиозной идентичности способно выполнять деструктивную функцию в современном дагестанском обществе. Основанием для такого утверждения является возрастание значимости исламского фактора в жизни молодого поколения, его ориентированность следовать постулатам исламского учения в повседневной жизни, широкая вовлеченность молодежи в исламскую образовательную систему, параллельное получение светского и религиозного образования;

– преобладание значимости религиозного фактора при ослаблении светского компонента в российском социуме будет иметь далеко идущие негативные последствия, ибо способно дестабилизировать межнациональную и межрелигиозную сферы современного дагестанского общества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мадина Магомедкамиловна Шахбанова, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, г. Махачкала, Россия

Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, г. Махачкала

Библиографические ссылки

Агадуллина, Е.Р.Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке / Е.Р. Агадуллина, А.В. Ловаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 4. – С. 143–157.

Александрова, Е.А.. Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия) / Е.А. Александрова, О.Е. Хухлаев // Изв. Иркутского гос. ун-та. Серия «Политология. Религиоведение». – 2017. – № 19. – С. 156–164. Бабич, Н.С. Общество потребления: опыт моделирования взаимосвязей консюмеризма и религиозности / Н.С. Бабич, И.В. Батыков // Социологические исследования. – 2022. – № 7. – С. 97–108. https://doi.org/10.31857/S013216250019642-9.

Балич, Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества / Н.Л. Балич, // Социологический альманах. – 2015. – № 6. – С. 234–243.

Магомедов, А.М. Религия и процессы миротворчества в Дагестане / Магомедов А.М., Ханбабаев К.М. // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. – 2003. – № 1-2. – С. 10–17.

Мухаметшин, Р.М., Гарипов Я.З., Нуруллина, Р.В. Молодые мусульмане Татарстана: идентичность и социализация. – М.: Academia, 2012. – 192 с.

Рыжова, С.В. Русское самосознание и православная идентичность: между миролюбием и экстремизмом / С.В. Рыжова // Россия реформирующаяся: Ежегодник–2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2004. – С. 318–344.

Рыжова, С.В. Религиозность в контексте культуры доверия / С.В. Рыжова // Социологический журнал. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 44–63. – https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5363

Рыжова, С.В. Религиозность, этноконфессиональная идентичность и проблемы межэтнического согласия / С.В. Рыжова // Социологические исследования. – 2019. – № 2. – С. 49–58. https://doi.org/10.31857/S013216250004006-9.

Титов, Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Оллпорта: понятие религиозных ориентаций / Р.С. Титов // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 1. – С. 2–9. EDN: RZTZAN

Тишков, В.А. Пора думать не только о «дружбе народов», но и о «дружном народе». Единство России – в многообразии культур. Режим доступа: http://www.ng.ru/2023/19/05.

Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 360 с.

Юрасов, И.А. Дискурсивное исследование религиозной идентичности / И.А. Юрасов, О.А. Павлова // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 7(125). С. 24–29. – https://doi.org/10.24158/tipor.2018.7.3

Загрузки

Опубликован

27-12-2024

Как цитировать

[1]
М. М. Шахбанова, «Религиозная самоидентификация дагестанской молодежи», Caucasian Science Bridge, т. 7, вып. 3 (25), сс. 83–94, дек. 2024.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)