Религиозная самоидентификация дагестанской молодежи
DOI:
https://doi.org/10.18522/26585820.2024.3.8Ключевые слова:
религия, ислам, вероучение, вероисповедание, дагестанская молодежь, самоидентификация, религиозная идентичность, религиозные установки, религиозные ценностиАннотация
Введение. Религиозное возрождение сопровождается противоречивыми векторами развития: с одной стороны, больше свободы и возможности в совершении религиозных обрядов и богослужения, с другой – появление религиозных течений, способствующих радикализации сознания, в данном контексте, ваххабитской идеологии. Сложные процессы в религиозной сфере дестабилизировали российское общество, вносили раскол между последователями разных вероисповеданий, более того, способствовали разладу внутри одного вероучения. Довольно болезненно процессы религиозного возрождения протекают в регионах, население которых исповедует исламское учение. Поэтому на фоне укрепления позиций религиозного духовенства, их влияния на массовое сознание населения актуализируется потребность в исследовании религиозной идентичности.
Методика и методология исследования. Общепринятой моделью социологического изучения идентичности и разных типов ее существования является анализ выражений каждого из них через призму интеграторов воспроизводства, в данном контексте, установление степени сопричастности человека с религиозной общностью, то есть единоверцами. Авторский социологический опрос по изучению религиозности и религиозной практики дагестанской молодежи проведен в 2023 г. методом случайного отбора. Место проведения опроса: гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол – мужчины 249 чел. (48,8 %), женщины – 261 чел. (51,2 %); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3 %), 18–25 лет – 173 чел. (34,0 %), 26–35 лет – 193 чел. (41,7 %); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4 %), среднее – 107 чел. (21,0 %), среднее специальное – 173 чел. (34,1 %), высшее – 156 чел. (30,5 %); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8 %), верующий – 273 чел. (53,5 %), колеблющийся – 25 чел. (4,9 %), неверующий – 11 чел. (2,2 %), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6 %); по территории проживания – городское население (N =231 или 45,2 %), сельское население (N=279 или 54,8 %): Махачкала (N=81), Дербент (N=51), Кизилюрт (N=12), Кизляр (N=23), Хасавюрт (N=64), Ботлихский (N=59), Дербентский (N=91), Казбековский (N=42), Кизлярский (N=87). Обработка собранного социологического материала осуществлена в программе FAR.
Результаты исследования. В статье анализируются результаты эмпирического исследования по изучению религиозности и религиозного поведения молодого поколения дагестанцев. Внимание акцентировано на установлении места религиозной идентичности молодого поколения дагестанцев в иерархии типов социальной идентичности, обозначении религиозной самоидентификации, выраженности осознания сопричастности с религиозной общиной и единоверцами. Ключевым в рамках данного исследования является установление веса параметра «религия» как консолидационного компонента.
Основные положения:
– верификация эмпирического материала позволяет сделать выводы, во-первых, о доминанте интегратора «религия», во-вторых, об осознании общности с единоверцами, в-третьих, ярко выраженной конфессиональной личной самоидентификации опрошенной дагестанской молодежи;
– реалии свидетельствуют о доминировании религиозной принадлежности, важности сопричастности к религиозной общине в противовес этническому и российскому типам идентичности;
– превалирование в массовом сознании опрошенного молодого поколения религиозной идентичности способно выполнять деструктивную функцию в современном дагестанском обществе. Основанием для такого утверждения является возрастание значимости исламского фактора в жизни молодого поколения, его ориентированность следовать постулатам исламского учения в повседневной жизни, широкая вовлеченность молодежи в исламскую образовательную систему, параллельное получение светского и религиозного образования;
– преобладание значимости религиозного фактора при ослаблении светского компонента в российском социуме будет иметь далеко идущие негативные последствия, ибо способно дестабилизировать межнациональную и межрелигиозную сферы современного дагестанского общества.
Скачивания
Библиографические ссылки
Агадуллина, Е.Р.Модель измерения ингрупповой идентификации: проверка на российской выборке / Е.Р. Агадуллина, А.В. Ловаков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 4. – С. 143–157.
Александрова, Е.А.. Особенности религиозной идентичности у буддистской молодежи (на примере студенческой молодежи Республики Калмыкия) / Е.А. Александрова, О.Е. Хухлаев // Изв. Иркутского гос. ун-та. Серия «Политология. Религиоведение». – 2017. – № 19. – С. 156–164. Бабич, Н.С. Общество потребления: опыт моделирования взаимосвязей консюмеризма и религиозности / Н.С. Бабич, И.В. Батыков // Социологические исследования. – 2022. – № 7. – С. 97–108. https://doi.org/10.31857/S013216250019642-9.
Балич, Н.Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества / Н.Л. Балич, // Социологический альманах. – 2015. – № 6. – С. 234–243.
Магомедов, А.М. Религия и процессы миротворчества в Дагестане / Магомедов А.М., Ханбабаев К.М. // Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень. – 2003. – № 1-2. – С. 10–17.
Мухаметшин, Р.М., Гарипов Я.З., Нуруллина, Р.В. Молодые мусульмане Татарстана: идентичность и социализация. – М.: Academia, 2012. – 192 с.
Рыжова, С.В. Русское самосознание и православная идентичность: между миролюбием и экстремизмом / С.В. Рыжова // Россия реформирующаяся: Ежегодник–2004 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2004. – С. 318–344.
Рыжова, С.В. Религиозность в контексте культуры доверия / С.В. Рыжова // Социологический журнал. – 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 44–63. – https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5363
Рыжова, С.В. Религиозность, этноконфессиональная идентичность и проблемы межэтнического согласия / С.В. Рыжова // Социологические исследования. – 2019. – № 2. – С. 49–58. https://doi.org/10.31857/S013216250004006-9.
Титов, Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Оллпорта: понятие религиозных ориентаций / Р.С. Титов // Культурно-историческая психология. – 2013. – № 1. – С. 2–9. EDN: RZTZAN
Тишков, В.А. Пора думать не только о «дружбе народов», но и о «дружном народе». Единство России – в многообразии культур. Режим доступа: http://www.ng.ru/2023/19/05.
Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон – М.: Прогресс, 1996. – 360 с.
Юрасов, И.А. Дискурсивное исследование религиозной идентичности / И.А. Юрасов, О.А. Павлова // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 7(125). С. 24–29. – https://doi.org/10.24158/tipor.2018.7.3