Исламский фактор в семейно-брачном поведении дагестанской молодежи
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.2Ключевые слова:
семья, брачное поведение, верующий, дагестанская молодежь, исламские семейные положения, семейные ценности, семейно-брачная сфера, семейные установкиАннотация
Введение. Постсоветский период Российского государства отметился религиозным возрождением, которое в настоящее время существенно укрепило свои позиции. Основанием для такого утверждения являются наблюдающиеся мощные религиозные процессы, особенно ярко проявляющиеся в регионах, население которых исповедует исламское учение.
Теоретическое обоснование. Современное дагестанское общество демонстрирует ориентированность на обозначение авторитета исламского учения и духовных лидеров, проповедующих внедрение в повседневную жизнь мусульманина положений о поведении и взаимоотношениях с окружающими, зафиксированных в Коране и Сунне. Свидетельством является увеличение количества религиозных зданий (мечетей), изменение облика мужчин и женщин, ношение ими мусульманской формы одежды, распространение полигамии.
Методы. Методологическую основу исследования составляет шкала социальной дистанции Богардуса, позволяющая выявить установки на межличностное взаимодействие в разных социальных сферах. Эмпирическое исследование проведено в 2023 г. методом случайного отбора. Объектом исследования является дагестанская молодежь. Предметом исследования выступают религиозные установки дагестанской молодежи в семейно-брачной сфере. Место проведения опроса: г.г. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт, а также Ботлихский, Дербентский, Казбековский, Кизлярский районы. Распределение по социально-демографическим параметрам: а) пол: мужчины – 249 чел. (48,8%), женщины – 261 чел. (51,2%); б) возраст: 15–17 лет – 144 чел. (28,3%), 18–25 лет – 173 чел. (34,0%), 26–35 лет – 193 чел.(41,7%); в) образование: неполное среднее – 74 чел. (14,4%), среднее – 107 (21,0%), среднее специальное – 173 чел. (34,1%), высшее – 156 чел. (30,5%); д) отношение к религии: убежденно верующий – 198 чел. (38,8%), верующий – 273 (53,5%), колеблющийся – 25 чел. (4,9%), неверующий – 11 чел.(2,2%), убежденно неверующий – 3 чел. (0,6%), N = 510.
Результаты и их обсуждение. Анализ семейно-брачного поведения дагестанской молодежи показывает существование в их массовом сознании негативного восприятия иноверца в статусе брачного партнера. Гендерный анализ показывает консервативность в позициях женской части в сравнении с мужской. Авторская гипотеза о влиянии уровня образования на формирование толерантного отношения к межрелигиозному брачному союзу эмпирическим материалом не подтверждается: подавляющая часть опрошенного молодого поколения дагестанцев не готова принять человека иного вероисповедания в статусе брачного партнера. Верификация эмпирики свидетельствует о доминировании позиции о недопустимости официального разрешения на многоженство.
Основные положения:
- для мусульманского населения всегда был приоритетным заключенный по исламским канонам брачный союз;
- дагестанская молодежь демонстрирует социальную дистанцированность в семейно-брачной сфере;
- дагестанская молодежь демонстрирует ориентацию на поддержание межличностного взаимодействия во всех социальных сферах, за исключением семейно-брачной.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абдулагатов, З.М. Гендерные особенности исламского сознания на Северном Кавказе / З. М. Абдулагатов // Дагестанский социологический сборник – 2012 / Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН; отв. ред. З.М. Абдулагатов. – Махачкала: АЛЕФ, 2012. – С. 14–27. – EDN RAVBJV.
Агаширинова, С.С. К проблеме взаимоотношений в дагестанской семье на современном этапе / С.С. Агаширинова // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: материалы региональной научной конференции (Махачкала, 29 февраля 2008 г.). – Махачкала, 2008. – С. 59–61.
Алимова, Б.М. Диалог полов в современной дагестанской семье / Б.М. Алимова // Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа: материалы региональной научной конференции (Махачкала, 29 февраля 2008 г.). – Махачкала, 2008. – С. 76–79.
Бибикова, О.П. Полигамия на постсоветском пространстве / О.П. Бибикова // Россия и мусульманский мир. – 2019. – № 3 (313). – С. 48–64. – https://doi.org/10.31249/rimm/2019.03.03 . – EDN ISGGDV.
Верещагина, А.В. Архаическое, традиционное и современное в пространстве семейно-брачных ценностей и установок молодежи на Юге России / А. В. Верещагина // Молодежь XXI века: образ будущего: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2019 г.). / отв. ред. Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. – СПб.: Скифия-принт, 2019. – С. 513–514. – EDN GAMLVA.
Верещагина, А.В. Институциональные изменения в семейной сфере и демографические перспективы России: методологическая матрица исследования / А.В. Верещагина // Гуманитарий Юга России. – 2012. – № 4. – С. 82–93. – EDN RKSFCH.
Верещагина, А.В. Межэтническая семья на Северном Кавказе в условиях новой российской цивилизационной реальности / А.В. Верещагина // Социологическая наука и социальная практика. – 2014. – № 3 (07). – С. 47–59. – EDN SNLJBH.
Верещагина, А.В. Многоженство в Дагестане в оптике общественного мнения / А.В. Верещагина, Э.М. Загирова // Социологические исследования. – 2022. – № 2. – С. 117–128. – https://doi.org/10.31857/S013216250016856-4. – EDN VNXLZD.
Габараева, М.Р. Отношение к многоженству в Дагестане: контент-анализ социальных сетей / М.Р. Габараева // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. – 2020. – № 24. – С. 245–254. – EDN JUCBWZ.
Загирова, Э.М. Гендерная оценка института полигамии (на примере Дагестана) / Э.М. Загирова // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2022а. – № 1–3. – С. 448–456. – https://doi. org/10.28995/2073-6401-2022-1-448-456. – EDN GKZJGH.
Загирова, Э.М. Институт полигамии и гендерная оценка модели брачного поведения / Э.М. Загирова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022б. – № 1. – С. 229–233. – https://doi.org/10.22394/2079-1690-2022-1-1-229-233 . – EDN SVHVAZ.
Загирова, Э.М. Многоженство в семейно-брачной сфере народов Дагестана: историко-социологический анализ / Э.М. Загирова // Caucasian Science Bridge. – 2022в. – Т. 5, № 1. – С. 32–40. – https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.1.3 . – EDN JGZVFU.
Загирова, Э.М. Многоженство в семейно-брачной сфере современного дагестанского общества / Э.М. Загирова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2022г. – Т. 14, № 1. – С. 34–41. – https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-1-34-41 . – EDN AXIEGP.
Гаджиева, С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. / С.Ш. Гаджиева. – М.: Наука, 1985. – 359 с.
Керимов, Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности / Г.М. Керимов. – М.: Диля, 2007. – 502 с. – EDN QUCJYX.
Молодая семья в России в условиях демографического кризиса / А.В. Верещагина, А.В. Рачипа, С.И. Самыгин, Л.И. Щербакова. – М.: Русайнс, 2016. – 128 с. – EDN XDUGKH.
Терентьев, А. Многоженство, строгие традиции и доброта / А. Терентьев. – URL: https://lenta.ru/articles/2021/05/21/dagestan/.
Хапчаев, С.Т. Полигамия в мусульманском праве: сравнительно-исторический анализ / С.Т. Хапчаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – № 2 (50). – С. 71–85. – https://doi.org/10.21685/2072-3016-2019-2-8 . – EDN SOIHNH.
Abu-Baker, A. Polygamy in Islam / A. Abu-Baker. – Cairo: Maktabat Al-Tourath Al-Islami, 1992. – 107 p. (in Arabic)
Alexandre, M. Lessons from Islamic polygamy: A case for expanding the American concept of surviving spouse so as to include de facto polygamous spouses / M. Alexandre // Washington and Lee Law Review. – 2007. – Vol. 64 (4).
Al-Krenawi, A. A comparison of family functioning, life and marital satisfaction, and mental health of women in polygamous and monogamous marriages / A. Al-Krenawi, J.R. Graham // International Journal of Social Psychiatry. – 2006. – Vol. 52 (1). – P. 5–17. – https://doi.org/10.1177/002076400600612.45 .
Al-Krenawi, A. The story of Bedouin-Arab women in a polygamous marriage / A. Al-Krenawi, J.R. Graham // Women Studies International Forum. – 1999. – Vol. 22. – P. 497–509.
Al-Sharfi, М.А. The effects of polygamy on children and adolescents: A systematic review / М.А. Al-Sharfi, M. Pfeffer, K. Kirsty // Journal of Family Studies. – 2016. – Vol. 22 (3). – P. 272–286. – https://doi.org/10.1080/13229400.2015.1086405 .
Fortunato, L. Evolution of monogamous marriage by maximization of inclusive fitness / L. Fortunato, M. Archetti // Evol Biol. – 2010. – Vol. 23 (1). – P. 149–156. – https://doi.org/10.1111/j.1420-9101.2009.01884.x .
Hassouneh-Phillips, D. Polygamy and wife abuse: a qualitative study of Muslim women in America / D. Hassouneh-Phillips // Health Care for Women International. – 2010. – Vol. 22 (8). – P. 735–748. – https://doi.org/10.1080/073993301753339951 .
Kończak, I. Polygyny Amongst Muslims in the Russian Federation International Studies / I. Kończak // Interdisciplinary Political and Cultural Journal. – 2018. – Vol 21 (1). – P. 141–156. – https://doi.org/10.18778/1641-4233.21.10.
Polygynous marriage and child health in Tanzania / D.W. Lawson, S. James, E. Ngadaya [et al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2015. – Vol. 112 (45). – P. 13827–13832. – https://doi.org/10.1073/pnas.1507151112 .