Ритуальное поведение городского населения Дагестана

Авторы

  • Мадина Магомедкамиловна Шахбанова Дагестанский федеральный исследовательский центр, г. Махачкала, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.2

Ключевые слова:

религиозное поведение, религиозная идентичность, религиозность, религиозные постулаты, городское население, ислам, исламское учение, религиозно-обрядовая сфера

Аннотация

Введение. Проблема религиозности и религиозного поведения актуализирована в научном пространстве на фоне усиления роли религии, стремления духовных лидеров проникать практически во все общественные сферы и стремления в них доминировать, что вызывает в массовом сознании неприятие и очень часто осуждение.

Теоретическое обоснование. Росту исламского компонента в российском пространстве способствовало изменение базовых основ российского социума, резкий переход от господствовавшей в обществе атеистической идеологии к иным мировоззренческим установкам. Однако для такого развития российского общества имелась мощная платформа, ибо существовавшее декларирование свободы совести в реальности невозможно было осуществлять.  Соответственно, трансформация российского общества закономерно расширила границы для свободного функционирования культовых институтов, обеспечила доступ населения к религиозным знаниям.

Методы. Эмпирическое исследование проведено в 2020 г. методом случайного отбора. Объектом исследования является городское население. Предметом исследования выступает религиозное поведение городского населения Дагестана. Место проведения опроса – гг. Дербент, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт, Кизляр. Основанием для включения данных городов в выборку исследования является территориальный параметр, который позволяет равномерно охватить северную, равнинную и южные административные образования. N = 563.

Результаты и их обсуждение. Анализ результатов авторского социологического опроса показывает, что исламское возрождение в Дагестане сопровождалось активизацией ритуального поведения населения республики, однако глубинное изучение культового поведения горожан показывает характерную им формальную религиозность: установлено существование несоответствия между базовыми исламскими постулатами в религиозном поведении и реальным ритуальным поведением опрошенного городского населения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мадина Магомедкамиловна Шахбанова, Дагестанский федеральный исследовательский центр, г. Махачкала, Россия

Доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр

Библиографические ссылки

Алексеев, Н.П. (1967). Методика и результаты изучения религиозности сельского населения (на материалах Орловской области). Вопросы научного атеизма. М.: Мысль, 3, 131 – 150.

Гараджа, В.И. (2003). Религия. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Под ред. В.Н. Иванова. М.: Мысль.

Ерекешева, Л.Г. (2008). К анализу социологии религии Э. Дюркгейма. Социологические исследования, 12, 117 – 126.

Крылов, А.Н. (2012). Религиозная идентичность. Индивиду¬альное и коллективное самосознание в постиндустриаль¬ном пространстве. 2-е изд. М.: Икар.

Ильясов, Ф.Н. (1987). Религиозное сознание и поведение. Социологические исследования, 3, 50 – 55.

Лебедев, С.Д. (2005). Религиозность: в поисках «рубикона». Социологический журнал, 3, 153 – 168.

Локосов, В.В., Синелина, Ю.Ю. (2008). Взаимосвязь религиозных и политических ориентаций православных россиян. Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Институт социологии РАН, 135 – 158.

Мчедлова, М.М. (2009) Религиозная идентичность в современных социально-политических процессах в России и Европе. Вестник Московского Университета. Серия 12: Политические науки, 3, 95 – 102.

Мчедлов, М.П. (2005). Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Научная книга.

Павлова, О.С., Миназова, В.М. и Хухлаев, О.Е. (2016). Религиозная идентичность студентов-мусульман (на материале изучения молодежи, проживающей в Чеченской республике). Культурно-историческая психология, 12 (4), 90 – 99. https://doi.org/10.17759/chp.2016120409.

Рыжова, С.В. (2017). Религиозность в контексте культуры доверия. Социологический журнал, 23(3), 44 – 63. https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.3.5363.

Синелина, Ю.Ю. (2009). Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций. Социологические исследования, 4, 89 – 97.

Угринович, Д.М. (1985). Введение в религиоведение. М.: Мысль.

Тощенко, Ж.Т. (2003). Парадоксы религиозного. Реформирование России: реальность и перспективы. М.: Ин-т социал.-полит. исслед. РАН, 301 – 325.

Яблоков, И.Н. (1979). Социология религии. М.: Мысль.

Allport, G.W. (1966). The Religious Context of Prejudice. Journal for the Scientific Study of Religion, 5 (3).

Allport, G.W., Ross J.M. (1967). Personal religious orientation and prejudice. Journal of Personality and Social Psychology, 5 (4).

Как принять мусульманскую веру. Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-70267-kak-prinyat-musulmanskuyu-veru/

Загрузки

Опубликован

27-12-2021

Как цитировать

[1]
М. М. Шахбанова, «Ритуальное поведение городского населения Дагестана», Caucasian Science Bridge, т. 4, вып. 3 (13), сс. 18–27, дек. 2021.

Выпуск

Раздел

Социология религии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)