Общественное мнение о роли примечетских школ в противодействии религиозному экстремизму (на примере Дагестана)
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.2.2Ключевые слова:
религиозное образование, мусульманское образование, примечетская школа, мактаб, ислам, ; религиозное сознание, радикализация сознания, экстремальность сознанияАннотация
Проблема религиозного возрождения, соответственно, и религиозного образования являются важнейшими для современного российского общества, ибо процессы конфессионального оживления сопровождаются не только фактической возможностью демонстрации своего отношения к вероисповеданию (верующий/неверующий), но и появлением в массовом сознании, особенно молодого поколения, радикальных идей, стремлением навязывать свои мировоззренческие установки когорте, которая придерживается собственных религиозных взглядов. Это выражается в проявлении экстремальности сознания, причем религиозного сознания, как крайности, которая просвечивается через практики силового разрешения проблем. Эмпирические данные показывают, что опрошенное население Дагестана усматривает в деятельности примечетской школы как начального сегмента мусульманского образования в республике потенциал в противостоянии радикальной идеологии в современном дагестанском обществе с аргументацией, что учителя мактабов воспитывают истинного мусульманина, активно выступая против появления в обществе деструктивных явлений с религиозным оттенком. При этом статистически небольшая доля респондентов критически оценивают роль мактабов в противостоянии салафитской идеологии. Результаты экспертного опроса свидетельствуют, что при отсутствии контроля над мусульманским образованием со стороны образовательных структур и мировоззренческие установки преподавателя мактаба являются благодатной почвой для формирования в сознании обучающихся салафитских идей. Пути противостояния данным негативным явлениям опрошенные видят в том, чтобы родители учеников осуществляли жесткий контроль за процессом обучения в примечетской школе при одновременном следовании законам Российского государства.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абдулагатов З.М. Послание Президента РД: новый взгляд на проблему терроризма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы науч.-прак. конф. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 269 – 273.
Абдулагатов З.М. Идеология «ваххабизма» в молодежном крыле салафитского движения в Дагестане // Дагестанский социологический сборник – 2009. Махачкала: ИАЭ,2009. С. 8 – 27.
Арухов З.С. Специфика северокавказского ваххабизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы науч.-прак. конф. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 396 – 406.
Бурьянов О.В. Безопасность общества: социально-структурный и институциональный аспекты: Автореф. дис... д-ра соц. наук. СПбГУ, 1999. 77 с.
Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в институционально-правовом контексте: дис.... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 54 с.
Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. C. 37 – 46.
Мусаева С.И. Пути проникновения экстремистской идеологии в Дагестан и борьба с ней // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 151 – 153.
Муртузалиев С.И. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе и в Дагестане (по результатам социологического опроса) // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 159 – 163.
Мухаметшин А.Р. Проблема радикализации мусульманского сообщества и формы проявления религиозного экстремизма: определение ключевых понятий // Минбар. Исламские исследования. 2015. Т. 8. № 2. С. 269 – 276.
Муслимов С.Ш., Нурилова А.З. Проблема изучения религиозно-политического экстремизма в Дагестане: конкретно-социологический аспект // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 4. С. 28 – 31.
Патеев Р. Россия: проблемы кооптации выпускников исламских вузов в официальное мусульманское духовенство (на примере Дагестана) // Кавказ и глобализация. 2008. Т. 2. №. 3. С. 150 – 160.
Садиков М. Исламское образование в Дагестане: история и современность // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4). С. 33 – 39.
Шахбанова М.М. Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан // Актуальные проблемы гуманитарных наук – 2009. Сборник научных трудов. Махачкала: ДГТУ, 2009. С. 35 – 47.
Шахбанова М.М. Этническая идентичность малочисленных дагестанских народов в современных условиях // Социологические исследования. 2013. № 10 (354). С. 88 – 97.
Шахбанова М.М., Шахбанов А.М. Причины социальных конфликтов в межэтнических отношениях // Современное состояние и пути развития Юга России. Материалы региональной научной конференции. Азов, 2007. С. 357 – 363.
Эфендиева Д.А. Отношение к неоваххабизму молодежи Северного Кавказа // Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. С. 109 – 110.
Ярлыкапов А.А. Ваххабиты о ваххабизме: идеология религиозно-политического экстремизма из первых рук // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 231 – 233.