Общественное мнение о роли примечетских школ в противодействии религиозному экстремизму (на примере Дагестана)

Авторы

  • Рашид Омариевич Рамазанов Дагестанский федеральный исследовательский центр г. Махачкала, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.2.2

Ключевые слова:

религиозное образование, мусульманское образование, примечетская школа, мактаб, ислам, ; религиозное сознание, радикализация сознания, экстремальность сознания

Аннотация

Проблема религиозного возрождения, соответственно, и религиозного образования являются важнейшими для современного российского общества, ибо процессы конфессионального оживления сопровождаются не только фактической возможностью демонстрации своего отношения к вероисповеданию (верующий/неверующий), но и появлением в массовом сознании, особенно молодого поколения, радикальных идей, стремлением навязывать свои мировоззренческие установки когорте, которая придерживается собственных религиозных взглядов. Это выражается в проявлении экстремальности сознания, причем религиозного сознания, как крайности, которая просвечивается через практики силового разрешения проблем. Эмпирические данные показывают, что опрошенное население Дагестана усматривает в деятельности примечетской школы как начального сегмента мусульманского образования в республике потенциал в противостоянии радикальной идеологии в современном дагестанском обществе с аргументацией, что учителя мактабов воспитывают истинного мусульманина, активно выступая против появления в обществе деструктивных явлений с религиозным оттенком. При этом статистически небольшая доля респондентов критически оценивают роль мактабов в противостоянии салафитской идеологии.  Результаты экспертного опроса свидетельствуют, что при отсутствии контроля над мусульманским образованием со стороны образовательных структур и мировоззренческие установки преподавателя мактаба являются благодатной почвой для формирования в сознании обучающихся салафитских идей. Пути противостояния данным негативным явлениям опрошенные видят в том, чтобы родители учеников осуществляли жесткий контроль за процессом обучения в примечетской школе при одновременном следовании законам Российского государства.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рашид Омариевич Рамазанов, Дагестанский федеральный исследовательский центр г. Махачкала, Россия

Кандидат политических наук, научный сотрудник
Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

Библиографические ссылки

Абдулагатов З.М. Послание Президента РД: новый взгляд на проблему терроризма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы науч.-прак. конф. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 269 – 273.

Абдулагатов З.М. Идеология «ваххабизма» в молодежном крыле салафитского движения в Дагестане // Дагестанский социологический сборник – 2009. Махачкала: ИАЭ,2009. С. 8 – 27.

Арухов З.С. Специфика северокавказского ваххабизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму: материалы науч.-прак. конф. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 396 – 406.

Бурьянов О.В. Безопасность общества: социально-структурный и институциональный аспекты: Автореф. дис... д-ра соц. наук. СПбГУ, 1999. 77 с.

Воронцов С.А. Антиэкстремистская деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в институционально-правовом контексте: дис.... д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. 54 с.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. 2008. № 5. C. 37 – 46.

Мусаева С.И. Пути проникновения экстремистской идеологии в Дагестан и борьба с ней // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 151 – 153.

Муртузалиев С.И. Религиозно-политический экстремизм на Северном Кавказе и в Дагестане (по результатам социологического опроса) // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 159 – 163.

Мухаметшин А.Р. Проблема радикализации мусульманского сообщества и формы проявления религиозного экстремизма: определение ключевых понятий // Минбар. Исламские исследования. 2015. Т. 8. № 2. С. 269 – 276.

Муслимов С.Ш., Нурилова А.З. Проблема изучения религиозно-политического экстремизма в Дагестане: конкретно-социологический аспект // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 4. С. 28 – 31.

Патеев Р. Россия: проблемы кооптации выпускников исламских вузов в официальное мусульманское духовенство (на примере Дагестана) // Кавказ и глобализация. 2008. Т. 2. №. 3. С. 150 – 160.

Садиков М. Исламское образование в Дагестане: история и современность // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4). С. 33 – 39.

Шахбанова М.М. Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан // Актуальные проблемы гуманитарных наук – 2009. Сборник научных трудов. Махачкала: ДГТУ, 2009. С. 35 – 47.

Шахбанова М.М. Этническая идентичность малочисленных дагестанских народов в современных условиях // Социологические исследования. 2013. № 10 (354). С. 88 – 97.

Шахбанова М.М., Шахбанов А.М. Причины социальных конфликтов в межэтнических отношениях // Современное состояние и пути развития Юга России. Материалы региональной научной конференции. Азов, 2007. С. 357 – 363.

Эфендиева Д.А. Отношение к неоваххабизму молодежи Северного Кавказа // Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. С. 109 – 110.

Ярлыкапов А.А. Ваххабиты о ваххабизме: идеология религиозно-политического экстремизма из первых рук // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С. 231 – 233.

Загрузки

Опубликован

29-11-2021

Как цитировать

[1]
Р. О. Рамазанов, «Общественное мнение о роли примечетских школ в противодействии религиозному экстремизму (на примере Дагестана)», Caucasian Science Bridge, т. 4, вып. 2 (12), сс. 22–29, ноя. 2021.

Выпуск

Раздел

Религии и регионы Большого Кавказа