Вопросы мусульманского образования в современном дагестанском обществе: (на примере примечетских школ)
Ключевые слова:
мусульманское образование, медресе, примечетская школа, ислам, образовательная сфера, программы обучения, российское общество, мусульманеАннотация
В российском обществе имеет место противоречивое отношение к мусульманскому образованию, что вполне объяснимо на фоне протекающих не только в нашей стране, но и в мире сложных религиозных процессов. Существование религиозного экстремизма, желание молодых людей получать образование в исламских государствах, при том, что данный процесс вообще не контролируется официальной светской властью, впрочем, как и духовными мусульманскими центрами, вызывает вполне объективные нарекания. В основном вопросы возникают по поводу деятельности, получивших зарубежное религиозное образование выпускников на территории России: как и что они будут проповедовать, к чему призывать молодое поколение, которому характерны не вполне окрепшие ценностные установки и нравственные ориентации. Более того, утверждать, что в настоящее время в России религиозное мусульманское образование превратилось в поле идеологической борьбы между официально признанными (традиционными) и оппозиционными (нетрадиционными) религиозными течениями, и вполне может выступить барьером на пути появления радикальной идеологии в молодежной среде. В статье анализируется история возникновения примечетских школ, процесс обучения в них, показано отношение населения в разные исторические периоды к мактабам. Показано, что в регионах распространения ислама в общественном сознании существует потребность в функционировании мактабов. Такая же потребность в мактабах имеет место и в западном обществе, ибо масштабная миграция последователей ислама в европейские государства способствовала изменению как этнической, так и религиозной карты континента. Однако, религиозные процессы в западных государствах сопровождаются противоречивыми процессами, вызванными отсутствием стремлением мигрантов-мусульман интегрироваться в мультикультурное общество, их ориентированностью на самоизоляцию. Такое этническое поведение мигрантов, причем носителей, которые отличаются не только по культурному коду, но и мировоззренческим установкам при благоприятной ситуации способствует формирования интолерантности в общественном сознании и поведении как приезжих, так и представителей принимающего общества.
Скачивания
Библиографические ссылки
Berglund J., Gent B. Believing, belonging and behaving: some considerations when teaching about Islam // URL: https://www.su.se/polopoly_fs/1.385561.1526389353!/menu/standard/file/
Berglund Jenny Islamic Educationin Secular Society: The Case of Northern Europe // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве: сб. ст. / Отв. ред. Д.В. Брилев. Казань: Изд-во КФУ, 2014. С. 309 – 329.
Hassen Y. Making Muslims: The Politics of Religious Identity Construction and Victoria’s Islamic Schools // Islam and Christian – Muslim Relations. 2013. Vol. 24, № 4. Р. 501 – 517.
Hills P.A Normative Approach to the Legitimacy of Muslim Schools in Multicultural Britain // URL: https://schoolsweek.co.uk/a-normative-approach-to-the-legitimacy-of-muslim-schools-in-multicultural-britain
Meer N. Muslim schools in Britain: challenging mobilisations or logical developments?// URL: https://scholar.google.ru/citations?user
Багатырадаева А.Р. Формирование и развитие культурно-образовательных учреждений в процессе становления культурно-образовательного пространства в Дагестане во II половине XIX века // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 2 (23). С. 35 – 39.
Блейх Н.О. Модель традиционного исламского образования народов Северного Кавказа (Х – XVIII вв.) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Т. 3. № 3. С. 170 – 182.
Каймаразов Г.Ш. Мусульманская школа Дагестана в конце XIX – начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 10 (24). Часть 1. С. 95 – 98.
Мухаметшин Р. Мусульманское образование в современной России на рубеже XXI века // Ислам в России: наука и образование. Материалы научной конференции. СПб., 2013. С. 720 – 724.
Мухаметшин Р.М. Система мусульманского образования в современной Центральной России в контексте внутриконфессиональных процессов // Ислам и государство в России. Уфа, 2013. С. 17 – 21.
Мухаметшин Р.М. Стратегические направления развития мусульманского образования в России // Ислам в современном мире. 2015. Том 11. № 4. С. 35 – 46.
Наврузов А. Перспективы исламского образования в Дагестане // Вестник Евразии. 2007. № 3. С. 78 – 89.
Насибуллов К.И. Начальный сегмент мусульманского образования: итоги мониторинга примечетских курсов в Республике Татарстан // Исламоведение. 2015. №1. С. 29 – 42.
Нефляшева Н.А. Мусульманское образование на Северо-Западном Кавказе (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2009. № 4. С. 72 – 92.
Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Тифлис, 1868. Вып. 1.
Туземец. Грамотность в горах Дагестана // Этнографическое обозрение. 1900. № 1. С. 106 – 120.
Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60 – 90-е годы XX в. М., 1994. – 144 с.
Форфоровский С. Дагестанская мусульманская школа // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. Ноябрь. С. 16 – 21.
Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969. – 252 с.
Якупов В. Начальное примечетское медресе // Минар. 2009. № 1(3). С. 69 – 72.