Система традиционного образования в примечетской школе Дагестана: история и современное состояние

Авторы

  • Джамалудин Муртазалиевич Маламагомедов Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, Махачкала, Республика Дагестан, Россия
  • Рашид Омариевич Рамазанов Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.3

Ключевые слова:

ислам, религия, религиозные знания, религиозное образование, ученики мактабов, мусульманское образование, примечетские школы, образовательная сфера, дагестанское общество

Аннотация

Введение. В постсоветский период в России наблюдались мощные процессы религиозного возрождения, которые носили довольно сложный и противоречивый характер. Закономерным следствием исламского возрождения стало возникновение потребности в получении знаний по исповедуемому учению, что и способствовало появлению мусульманских образовательных учреждений разного уровня (мактабы, медресе, исламские вузы), что и актуализировал проблему изучения данного аспекта.

Теоретическое обоснование. Появление исламского вероучения изначально способствовало повышению интереса к религиозным знаниям, активизировала необходимость их получения, причём для этого исторически имелась веская аргументация, в частности, авторитет ученого в социуме, общественный статус, материальное благополучие человека и т.д.

Методы исследования. Объектом исследования является исламское образование. Предметом исследования – начальный сегмент мусульманского образования в Дагестане в дореволюционный и современный периоды. Социологический опрос по изучению начального сегмента мусульманского образования (примечетских школах) проведен в 2020 г. в городах (Махачкала, Хасавюрт, Дербент) и сельских районах (Ботлихский, Буйнакский, Казбековский, Хасавюртовский) Дагестана. Внутри данного проекта проведены 3 опроса (экспертный, родители и ученики): 1. массовый опрос среди родителей, чьи дети посещают и не посещают мактаб; 2. экспертный опрос; 3. Опрос учеников примечетских школ.  

Анкеты были обсуждены в Отделе социологии и обработаны в программе SSPS – 25, для чего были созданы 3 матрицы: ученики, родители, эксперты. Произведены вычисления – описательная статистика, по каждой матрице отдельно. Также произведен кростабуляционный (перекрестный или анализ сопряжения) анализ по социально-демографическим параметрам – пол, возраст, место жительства, отношение к религии. Среди опрошенных родители N = 255, ученики N = 444, эксперты N = 59 чел. Методом исследования является массовый стандартизированный опрос.

Результаты и их обсуждение. Для мусульманских республик России как в дореволюционный, так и в современный период огромное значение имеет ислам и исламское образование. Поэтому на волне перестройки и расширения поля для свободного выражения своего отношения к религии, наряду с обращенностью населения к религии, массово стали появляться исламские учебные заведения разного уровня и от качества обучения в них, используемых программ, уровня подготовки преподавателя зависит межрелигиозная ситуация и межрелигиозные взаимоотношения, особенно в полирелигиозном образовании каковым является Дагестан.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Джамалудин Муртазалиевич Маламагомедов, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

Научный сотрудник Отдела востоковедения Института истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Рашид Омариевич Рамазанов, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, Махачкала, Республика Дагестан, Россия

Кандидат политических наук, научный сотрудник Отдела социологии Института истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН

Библиографические ссылки

Абдулаев, И.Х., Исаев, А.А., Маламагомедов, Д.М., Оразаев, Г.М.-Р. (2012). Дербенд-наме на языках народов Дагестана (тексты и комментарии). Махачкала: МавраевЪ.

Аликберов, А.К. (2004). Ал-Лакзи. Энциклопедия. Ислам на территории бывшей Российской империи. М.: Восточная литература РАН, 1, 238–240.

Аликберов, А.К. (2003). Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI – XII вв.). М.: Восточная литература РАН.

Ал-Казвини Закарийа, «Асар ал-билад ва ахбар ал-’ибад» Достопамятности стран и сообщения о рабах Аллаха. II.

Аль-Газали Минхадж аль-Абидин, Фонд восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии, Дагестанского федерального исследовательского центра Российской Академии наук (ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН) Ф. 14. Оп. 1. № 58.

Брокельман, К. (1907). Та’рихaл-адабал-’арабий. Лейпциг, VI.

Гайдарбеков, М. Материалы по истории Дагестана. Научный архив ИИАЭ ДФИЦ РАН, 9.

Ибн Халдун, Введение (ал-Мукаддама) (2008). Историко-философский ежегодник – 2007. В А.В. Смирнов (Состав., пер. с арабского и примечания). М.: Наука, 187 – 217.

Каймаразов, Г.Ш. (1989). Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 157.

Лавров, Л.И. (1980). Эпиграфические памятники Северного Кавказа Х – ХХ вв. ч. 3. М.: Наука.

Маламагомедов, Д.М. (2018). Конфессиональные школы конца XIX – начала XX в. в городах Дагестанской области. Вопросы истории, 7, 148 – 158.

Мухаммад ад-Дайлами, «Тухфат ал-муъминин» ¬– Подарок правоверным. Рукопись. Фонд восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии, Дагестанского федерального исследовательского центра Российской Академии наук (ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН). Ф. 14. Оп. 1. № 189.

Насибуллов, К.И. (2013). Единые стандарты мусульманского профессионального образования в Татарстане: новый «общественный договор» мусульманского сообщества и государства? Минбар. Исламские исследования, 6, 2, 225 – 235.

Омаров, А. (1868). Воспоминания мутаалима. Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. I. Тифлис.

О доставлении сведений об учебных заведениях в Дагестанской области за 1894 г. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 4. 119.

Розенталь, Ф. (1978). Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука.

Услар, П.К. (1887). Этнография Кавказа. Абхазский язык. Тифлис.

Халидов, А.Б. (1982). Книжная культура. Очерки истории арабской культуры VXV вв. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы.

Шахбанова, М.М. (2016). Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала: АЛЕФ.

Шахбанова, М.М. (2009). Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан. В Ю.Н. Абдулкадыров (отв. ред.). Сборник научных трудов: Актуальные проблемы гуманитарных наук – 2009. Махачкала, АЛЕФ, 35 – 47.

Шихсаидов, А.Р. (1984). Эпиграфические памятники народов Дагестана. М.: Наука.

Шихсаидов, А.Р. (1989). Материалы археографических экспедиций. Экспедиция 1984 г. Письменные памятники Дагестана. XVIIIXIX вв. Махачкала: Типография Дагестанского филиала АН СССР.

Makdisi, G. (1981). The rise of colleges: Institute ons or learning in Islam and the West. Edinburgh.

Загрузки

Опубликован

27-12-2021

Как цитировать

[1]
Д. М. Маламагомедов и Р. О. Рамазанов, «Система традиционного образования в примечетской школе Дагестана: история и современное состояние», Caucasian Science Bridge, т. 4, вып. 3 (13), сс. 28–42, дек. 2021.

Выпуск

Раздел

Социология религии