Система традиционного образования в примечетской школе Дагестана: история и современное состояние
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.3Ключевые слова:
ислам, религия, религиозные знания, религиозное образование, ученики мактабов, мусульманское образование, примечетские школы, образовательная сфера, дагестанское обществоАннотация
Введение. В постсоветский период в России наблюдались мощные процессы религиозного возрождения, которые носили довольно сложный и противоречивый характер. Закономерным следствием исламского возрождения стало возникновение потребности в получении знаний по исповедуемому учению, что и способствовало появлению мусульманских образовательных учреждений разного уровня (мактабы, медресе, исламские вузы), что и актуализировал проблему изучения данного аспекта.
Теоретическое обоснование. Появление исламского вероучения изначально способствовало повышению интереса к религиозным знаниям, активизировала необходимость их получения, причём для этого исторически имелась веская аргументация, в частности, авторитет ученого в социуме, общественный статус, материальное благополучие человека и т.д.
Методы исследования. Объектом исследования является исламское образование. Предметом исследования – начальный сегмент мусульманского образования в Дагестане в дореволюционный и современный периоды. Социологический опрос по изучению начального сегмента мусульманского образования (примечетских школах) проведен в 2020 г. в городах (Махачкала, Хасавюрт, Дербент) и сельских районах (Ботлихский, Буйнакский, Казбековский, Хасавюртовский) Дагестана. Внутри данного проекта проведены 3 опроса (экспертный, родители и ученики): 1. массовый опрос среди родителей, чьи дети посещают и не посещают мактаб; 2. экспертный опрос; 3. Опрос учеников примечетских школ.
Анкеты были обсуждены в Отделе социологии и обработаны в программе SSPS – 25, для чего были созданы 3 матрицы: ученики, родители, эксперты. Произведены вычисления – описательная статистика, по каждой матрице отдельно. Также произведен кростабуляционный (перекрестный или анализ сопряжения) анализ по социально-демографическим параметрам – пол, возраст, место жительства, отношение к религии. Среди опрошенных родители N = 255, ученики N = 444, эксперты N = 59 чел. Методом исследования является массовый стандартизированный опрос.
Результаты и их обсуждение. Для мусульманских республик России как в дореволюционный, так и в современный период огромное значение имеет ислам и исламское образование. Поэтому на волне перестройки и расширения поля для свободного выражения своего отношения к религии, наряду с обращенностью населения к религии, массово стали появляться исламские учебные заведения разного уровня и от качества обучения в них, используемых программ, уровня подготовки преподавателя зависит межрелигиозная ситуация и межрелигиозные взаимоотношения, особенно в полирелигиозном образовании каковым является Дагестан.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абдулаев, И.Х., Исаев, А.А., Маламагомедов, Д.М., Оразаев, Г.М.-Р. (2012). Дербенд-наме на языках народов Дагестана (тексты и комментарии). Махачкала: МавраевЪ.
Аликберов, А.К. (2004). Ал-Лакзи. Энциклопедия. Ислам на территории бывшей Российской империи. М.: Восточная литература РАН, 1, 238–240.
Аликберов, А.К. (2003). Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака'ик» (XI – XII вв.). М.: Восточная литература РАН.
Ал-Казвини Закарийа, «Асар ал-билад ва ахбар ал-’ибад» Достопамятности стран и сообщения о рабах Аллаха. II.
Аль-Газали Минхадж аль-Абидин, Фонд восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии, Дагестанского федерального исследовательского центра Российской Академии наук (ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН) Ф. 14. Оп. 1. № 58.
Брокельман, К. (1907). Та’рихaл-адабал-’арабий. Лейпциг, VI.
Гайдарбеков, М. Материалы по истории Дагестана. Научный архив ИИАЭ ДФИЦ РАН, 9.
Ибн Халдун, Введение (ал-Мукаддама) (2008). Историко-философский ежегодник – 2007. В А.В. Смирнов (Состав., пер. с арабского и примечания). М.: Наука, 187 – 217.
Каймаразов, Г.Ш. (1989). Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз, 157.
Лавров, Л.И. (1980). Эпиграфические памятники Северного Кавказа Х – ХХ вв. ч. 3. М.: Наука.
Маламагомедов, Д.М. (2018). Конфессиональные школы конца XIX – начала XX в. в городах Дагестанской области. Вопросы истории, 7, 148 – 158.
Мухаммад ад-Дайлами, «Тухфат ал-муъминин» ¬– Подарок правоверным. Рукопись. Фонд восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии, Дагестанского федерального исследовательского центра Российской Академии наук (ФВР ИИАЭ ДФИЦ РАН). Ф. 14. Оп. 1. № 189.
Насибуллов, К.И. (2013). Единые стандарты мусульманского профессионального образования в Татарстане: новый «общественный договор» мусульманского сообщества и государства? Минбар. Исламские исследования, 6, 2, 225 – 235.
Омаров, А. (1868). Воспоминания мутаалима. Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. I. Тифлис.
О доставлении сведений об учебных заведениях в Дагестанской области за 1894 г. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 2. Д. 4. 119.
Розенталь, Ф. (1978). Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука.
Услар, П.К. (1887). Этнография Кавказа. Абхазский язык. Тифлис.
Халидов, А.Б. (1982). Книжная культура. Очерки истории арабской культуры VXV вв. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы.
Шахбанова, М.М. (2016). Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала: АЛЕФ.
Шахбанова, М.М. (2009). Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан. В Ю.Н. Абдулкадыров (отв. ред.). Сборник научных трудов: Актуальные проблемы гуманитарных наук – 2009. Махачкала, АЛЕФ, 35 – 47.
Шихсаидов, А.Р. (1984). Эпиграфические памятники народов Дагестана. М.: Наука.
Шихсаидов, А.Р. (1989). Материалы археографических экспедиций. Экспедиция 1984 г. Письменные памятники Дагестана. XVIIIXIX вв. Махачкала: Типография Дагестанского филиала АН СССР.
Makdisi, G. (1981). The rise of colleges: Institute ons or learning in Islam and the West. Edinburgh.