Мусульманское образование в современном образовательном пространстве: состояние и оценка (на примере примечетских школ Дагестана)

Авторы

  • Рашид Омариевич Рамазанов Дагестанский федеральный исследовательский центр г. Махачкала, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.1.2

Ключевые слова:

религия, Ислам, мусульманское образование, мусульмане, дагестанское общество, учебный процесс, школа-мечеть, медресе

Аннотация

В статье исследуется проблема исламского образования в современном российском обществе. Повышение научного интереса к вопросам религиозного образования обусловлено объективными и субъективными факторами, такими как трансформация устоев российского общества, что, естественно, способствовало усилению массового сознания важности веры в сверхъестественные силы. Другими словами, на смену атеистической идеологии пришло религиозное сознание как возможность заполнить образовавшийся вакуум. Конечно, религиозное возрождение имело не только положительные, но и отрицательные последствия для российского общества, которые выразились в проявлении радикальных идей в общественном сознании населения. Социологическое исследование начального сегмента мусульманского образования, проведенное автором, показало, что основная причина повышения значимости мусульманского образования кроется в наблюдаемом возрождении исламской доктрины, соответственно, и усилении роли немусульманского духовенства в России. Результаты исследования показывают преобладание среди опрошенного экспертного сообщества суждений о необходимости лицензирования начального сегмента мусульманского образования, однако по совокупности двух суждений преобладает противоположная позиция, которая выступает против введения необходимости наличия лицензии на право ведения образовательной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Рашид Омариевич Рамазанов, Дагестанский федеральный исследовательский центр г. Махачкала, Россия

Кандидат политических наук, научный сотрудник Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук

Библиографические ссылки

Загирова Э.М. Роль религиозного компонента в семейно-брачных установках дагестанских народов // Сборник статей по материалам VII Все-российской научно-практической конференции с международным участием «Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: культурное проектирование и формирование нравственного облика молодежи» / Под. ред. Р.М. Абакаровой. Махачкала: ИП Гаджиева С.С., 2015 (Махачкала, 3 – 6 ноября 2015 г.) С. 205–212.

Шахбанова М.М. Межэтническая толерантность в полиэтническом регионе: состояние и тенденции (на примере Республики Дагестан). Махачкала, 2007. 271 с.

Шахбанова М.М. Место религии в процессе формирования культуры межнационального общения // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Сборник научных трудов. Махачкала, 2009. С. 15–24.

Шахбанова М.М. Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан // Актуальные проблемы гуманитарных наук - Сборник научных трудов. Махачкала, 2009. С. 35-47.

Шахбанова М.М. Межконфессиональный диалог: место и роль в современном обществе (по результатам социологического исследования в Дагестане) // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. №1 (161).

Шахбанова М.М., Шахбанов А.М. Основные направления государственной политики в урегулировании межнациональных конфликтов // Современное состояние и пути развития Юга России. Всероссийская научно-практическая конференция «Системные исследования современного состояния и путей развития Юга России (природа, общество, люди)». Ростов-на-Дону. 2007. С. 265-267.

Якимова З.В. Социальная и профессиональная аккредитация основных образовательных программ: международный и российский опыт. // Территория новых возможностей. 2012. № 5.С. 110-118.

Якупов В. (2005). Соотношение религии и общества в духовном образовании // Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Сборник материалов научно-практической конференции (Казань, 13 октября 2004 г.). Казань, С. 151-158.

Aynutdinova K. 2009. Problems of the development of Muslim education in Russia and Central Asia // Minbar. Islamic studies. No. 2 (4). P. 5-14.

Zagirova E.M., Chikaeva K.S., BelikovaN.Yu., Kasyanov V.V., Lyubetsky N.P., Nagieva M.K., Remikhanova R.I. The traditional family: the institutional invariants of development on the south of Russia // Contemporary Dilemmas: Education, Politics and Values. 2019. Vol. 6. No 53. Р. 5-20.

Kashaf Sh. R. Constructive dialogue in Makhachkala about the problems and prospects for the development of theological education in Russia. Minbar. Islamic Studies. 2018. No. 11 (4). P. 907-931.

Kovalchuk N. On the state of the Muslim education system in Russia // Minbar. Islamic studies. 2009. No. 2 (4). P. 15-18.

Nasibullov K.I. Public accreditation in the field of Muslim education: the path to openness // Minbar. Islamic studies. 2014. Vol. 7.No. 2. P. 25-49.

Nasibullov K.I. Uniform standards of Muslim vocational education in Tatarstan: a new "social contract" between the Muslim community and the state? // Minbar. Islamic studies. 2013. Vol. 6.No. 2. P. 225-235.

Shangaraev R. Problems of religious education: the state of educational and methodological support of Muslim religious educational institutions (madrasah) of the Republic of Tatarstan // Minbar. Islamic studies. 2011. No. 2 (8). P. 4-16.

Загрузки

Опубликован

31-03-2021

Как цитировать

[1]
R. O. Ramazanov, «Мусульманское образование в современном образовательном пространстве: состояние и оценка (на примере примечетских школ Дагестана)», Caucasian Science Bridge, т. 4, вып. 1 (11), сс. 18–29, мар. 2021.

Выпуск

Раздел

Дагестан в фокусе научного дискурса: история и современность