Влияние транспрофессионализма на развитие дополнительного образования в России

Авторы

  • Оксана Владимировна Богданова Социально ориентированная автономная некоммерческая организация «Первый консалтинговый институт социального развития», г. Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.7

Ключевые слова:

дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, высшая школа, транспрофессионализм, межпредметность, профессионализм

Аннотация

Введение. Основная идея данной статьи состоит в том, что высшее образование не способно обучать транспрофессионализму. Межпредметность и междисциплинарность, на которых зиждется транспрофессионализм, – это результат определенного развития личности профессионала, которая выходит на уровень надпрофессиональных компетенций, опираясь на внутренне осознаваемые потребности, собственные интеллектуальные возможности и на институциональную основу дополнительного образования. Таким образом, дополнительное образование является инструментом развития транспрофессионализма и одновременно само находит новую социальную нишу для собственного развития. Цель статьи: определить потенциал дополнительного образования в подготовке специалистов в условиях транспрофессионализации российского рынка труда.

Методы. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Результаты и их обсуждение. На развитие дополнительного образования существенное влияние оказывают процессы транспрофессионализации на российском рынке труда. Транспрофессионализм возник как форма адаптации, с одной стороны, к углубляющемуся разделению труда, с другой – к появлению новых профессий, обучение которым не требует обязательной фундаментальной подготовки. Отчасти это особый способ профессиональной коммуникации на смежных профессиональных полях, но в значительной степени транспрофессионализм есть следствие приспособления к запросам рынка на овладение несколькими сопредельными профессиями. Он обеспечивает готовность быть профессионалом с широким набором компетенций. Высшая школа не может содействовать получению межпредметного образования. Она акцентирована на фундаментальном обучении. Любые попытки размыть узкоспециальное обучение несколькими профилями неизбежно потерпят фиаско, так как в конечном счете приведут к краху самого высшего образования. Сложившаяся ситуация объективно способствует росту социального статуса дополнительного образования. Транспрофессионализация выступает своеобразным триггером его становления. Реализуясь в двух формах – повышение квалификации и профессиональная переподготовка, – дополнительное образование удовлетворяет две транспрофессиональные потребности рынка труда: выход на межпредметные связи через высокий уровень профессионализма и обретение способности работать в межпредметных полях благодаря овладению смежными профессиями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Оксана Владимировна Богданова, Социально ориентированная автономная некоммерческая организация «Первый консалтинговый институт социального развития», г. Ростов-на-Дону, Россия

Кандидат социологических наук, генеральный директор Социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Первый консалтинговый институт социального развития», г. Ростов-на-Дону, Россия

Библиографические ссылки

Бирюкова, М.А. Междисциплинарные связи и их роль в процессе профессионализации обучения иностранному языку в юридическом вузе / М.А. Бирюкова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2021. – № 10. – С. 34–42.

Грачева, А.Г. Опыт и перспективы перехода на метапредметное обучение в средней школе / А.Г. Грачева // Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 760–763.

Зеер, Э.Ф. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 8. – С. 9–28. – https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8-9-28 .

Зеер, Э.Ф. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, Е.М. Лебедева // Сибирский психологический журнал. – 2021. – № 79. – С. 89–107. – https://doi.org/10.17223/17267080/79/6 .

Ковалев, В.В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов // Вестник университета. – 2023а. – № 7. – С. 24–32. – https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-7-24–32.

Ковалев, В.В. Магистратура в зеркале реформы российского высшего образования/ В.В. Ковалев // Caucasian Science Bridge. – 2023б. – Т. 6, № 2. – С. 40–46. – https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.2.4 .

Макеева, С.Г. Формирование готовности к осуществлению межпредметных связей в обучении как компонент профессиональной подготовки / С.Г. Макеева, И.В. Шуткина // Ярославский педагогический вестник. – 2021. – № 6. – С. 81–89. – https://doi.org/10.20323/1813-145X-2021-6-123-81-89 .

Максимова, Е.А. Перспективы и трудности транспрофессиональной подготовки / Е.А. Максимова // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 1. – С. 28–33.

Малиновский, П.В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом [2004] / П.В. Малиновский. – URL: https://shkp.ru/lib/actions/ss/malinovsky/publications/1 .

Загрузки

Опубликован

19-08-2024

Как цитировать

[1]
О. В. Богданова, «Влияние транспрофессионализма на развитие дополнительного образования в России», Caucasian Science Bridge, т. 7, вып. 1 (23), сс. 88–95, авг. 2024.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ