Дополнительное образование в новых социальных условиях: факторы трансформации
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.2.2Ключевые слова:
дополнительное образование, онлайн-обучение, рынок труда, мотивация, трансформация, эффективность, классическое образование, транспрофессиональностьАннотация
Введение. В статье анализируются факторы трансформации дополнительного образования в новых социальных условиях. Под ними понимается актуализированная переходом на стадию информационного общества потребность в обновлении образования в течение всей жизни. Устаревание информации, необходимость в перманентном обновлении знаний, умений и навыков обусловливают новый статус дополнительного образования, которое становится равноценным высшему профессиональному образованию. В качестве трансформирующих его статус факторов рассмотрены деградация дополнительного образования в высшей школе, распространение онлайн-обучения и транспрофессионализация. Цель статьи: сформулировать и описать основные факторы трансформации дополнительного образования в новых социальных условиях.
Методы. Проведенное исследование выстроено с применением общенаучных методов анализа и синтеза, сравнительного метода, прогностического подхода, применяемого для оценки установления векторов развития дополнительного образования в условиях воздействия на него трансформационных факторов.
Результаты и их обсуждение. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что дополнительное образование в настоящее время переживает трансформационные процессы. Это связано с переходом его социальной значимости в статус образования, которое равноценно получаемому в классических университетах. Данный статус обусловливается новым этапом социального развития, переходом на стадию информационного общества, в котором обновление полученных в высшей школе знаний, умений и навыков требуется на протяжении всей жизни, и значительно чаще и в большем объеме, чем это было в индустриальном обществе. Дополнительное образование становится не просто надстройкой на фундаменте полученного в высшей школе профессионального образования, оно обеспечивает возможность соответствовать актуальным требованиям на рынке труда.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бельграй, Н.В. (2022). Феномен транспрофессионализма в профессиональном образовании. Вестник Луганского государственного педагогического образования. Сер. 1. Педагогические науки. Образование, 90, 5–9.
Гвоздева, Н.М. (2010). Система повышения квалификации партийных и советских служащих в СССР: исторический экскурс. Вестник Поволжского института управления, 3, 28–31.
Дятлов, А.В., Ковалев, В.В. Асланов, Я.А. (2021). Методологический конструкт исследования менеджеристских инструментов обеспечения эффективности муниципального управления. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), 14(4), 23–35. DOI: 10.17213/2075-2067-2021-4-23-35.
Журавлева, И.А. (2021). Особенности развития дополнительного образования детей и взрослых в России. Социология, 1, 103–114.
Иванченко, О.С. (2022). Воспроизводство молодых ученых как социально-профессиональной группы в современных российских реалиях. Caucasian Science Bridge, 5(4), 99–107. DOI: 10.18522/2658-5820.2022.4.10.
Ковалев, В.В., Дятлов, А.В., Лацвеева, А.В. (2022). Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения. Наука. Культура. Общество, 2, 57–69.
Лазарева, Г.Ю. (2022). Профессиональная социализация студентов: опыт социального партнерства технических вузов Ростовской области. Caucasian Science Bridge, 5(4), 108–118. DOI: 10.18522/2658-5820.2022.4.11.
Лацвеева, А.В. (2022). Социальный портрет сторонника онлайн-обучения. Caucasian Science Bridge, 5(2), 60–68. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности (2019). Э.Ф. Зеер, В.С. Третьякова (ред.). Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 143.