Социология высшего образования: к оценке сущности, рисков, институционализации и перспектив в России
DOI:
https://doi.org/10.18522/26585820.2024.4.3Ключевые слова:
образование, высшее образование, высшая школа, социология образования, объект исследования, предмет исследования, административно-бюрократическая системаАннотация
Введение. В статье анализируются итоги развития социологии высшего образования в России за последние двадцать лет. Подчеркивается, что она является особой подотраслью социологии образования, представляющей собой относительно самостоятельную отрасль социологического знания.
Результаты исследования. На основании анализа публикаций в отечественных журналах, монографий и учебников делается вывод о том, что количественные показатели, характеризующие развитие социологических исследований в высшей школе и реализующих их субъектов, недостаточно полно отражает сложившуюся в рамках рассматриваемого сегмента ситуацию и ее социодинамику. В этой связи осуществлен анализ факторов, определяющих развитие социологических исследований проблем высшего образования, к числу которых отнесены тенденции интеграции и дифференциации науки; неполнота ее институционализации; характер влияния объекта на субъект познания; особенности издательской позиции; открытая или латентная дискуссия представителей сторонников и противников реформирования образования; установки, транслируемые административно-бюрократической системой. Сделан вывод о том, что перспективы развития социологических исследований в высшей школе связаны с институционализацией социологии образования. Это предполагает формирование исследовательского сообщества, достижение договоренности относительно принципов и предмета исследования, базовых концепций, достаточного присутствия в программах высшего образования в России.
Скачивания
Библиографические ссылки
Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации / В. П. Бабинцев, Г. Н. Гайдукова, И. Э. Надуткина, Ж. А. Шаповал // Вестник Института социологии. – 2023. – Том 14. № 2. – С. 50–69. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.4. – EDN: YHIWGQ.
Вишневский, Ю. Р. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация? / Ю. Р. Вишневский, Д. Ю. Нархов, Я. В. Дидковская // Образование и наука. – 2018. – Т. 20. № 1. – С. 152–170. – https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-152-170. – EDN: AAYXUB.
Горшков, М. К. Образование как фактор и ресурс гражданского участия и демократического развития общества / М. К. Горшков, И. Н. Трофимова // Социологическая наука и социальная практика. – 2016. – № 1 (13). – С. 15–19. – EDN: VPNDST.
Донских, О. А. Дело о компетентностном подходе / О. А. Донских // Высшее образование в России. – 2013. – № 5. – С. 36–45. – EDN: QAUWUB
Дятлов, А. В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов / А. В. Дятлов, В. В. Ковалев // Вестник Института социологии. – 2023. – Том 14. № 2. – С. 70–91. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.3. – EDN: RGIKSM.
Зборовский, Г. Е. Социология высшего образования / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. – 539 с.
Зборовский, Г. Е. Социология образования. В 2 частях / Г. Е. Зборовский. – Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж.-пед.. института, 1993–1994.
Зборовский, Г. Е. Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова // Экономика региона. – 2016. – Т. 12. Вып. 4. – С. 1157–1166. – https://doi.org/10.17059/2016-4-17. –EDN: XBKHZN.
Зборовский, Г. Е. Существует ли система высшего образования в России? / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова, Е. А. Шуклина // Социологические исследования. – 2017. – № 11. – С. 76–86. – https://doi.org/10.7868/S0132162517110095. – EDN: ZRQQPF.
Зборовский, Г. Е. Социология образования. Учебное пособие для студентов социологических и педагогических специальностей / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова. – М.: Гардарики, 2005. – 383 с.
Иванов, С. В. Университет как региональная корпорация / С. В. Иванов, А. М. Осипов // Социологические исследования. – 2004. – № 11. – С. 105–110. – EDN: OWQMXH.
Калмыков, Н. Н. Российское высшее образование: взгляд экспертов / Н. Н. Калмыков, Т. С. Сатырь // Социологические исследования. – 2016. – № 8. – С. 91–97. – EDN: WHWAYT.
Красинская, Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация… что ожидает высшую школу завтра? / Л. Ф. Красинская // Высшее образование в России. – 2016. – № 3. – С. 73–82. – EDN: VQALEH.
Краснова, Г.Н. Высшее образование в России: проблемы и решения / Г. Н. Краснова, В. И. Пефтиев // Социально-политические исследования. – 2019. – № 3 (4). – С. 59–72. – https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10512. – EDN: PEBXNB.
Курбатова, М. В. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности / М. В. Курбатова, Е. С. Каган // Journal of Institutional Studies. – 2016. – Т. 8. № 3. – С. 116–136. – https://doi.org/10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136. – EDN: WNHUGV.
Малинецкий Г. Потерянное время. Дубль два. О том, что пора бы изменить в России / Г. Малинецкий // Газета.RU. – URL: https://www.gazeta.ru/comments/column/articles/16674092.shtml.
Миронов, В. Погоня за Хиршем: кто остается за бортом преподавания / В. Миронов // Православие и мир. – URL: http://www.pravmir.ru/publikuyus-sledovatelno-prepodayu/.
Осипов, А. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века / А. Осипов, Н. Матвеева // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 36–42. – EDN: KVUBMP.
Осипов, А.М. Бюропатологии и бумажный прессинг в российском образовании / А. М. Осипов // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2020. – Т. 20. № 4. – С. 953–966. – https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966. – EDN: SEJBMS.
Осипов, А. М. Об институционализации социологии образования / А. М. Осипов // Социологические исследования. – 2018. – № 7. – С. 41–49. – https://doi.org/10.31857/S013216250000191-3. – EDN: VJUZFC.
Осипов, А. М. Социология образования: очерки теории / А. М. Осипов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 501 с.
Осипов, А. М. Социология образования в России: проблемы развития и перспективы / А. М. Осипов, В. В. Тумалев // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 120–127. – EDN: OXAASJ.
Пашков, М. В. Проблемы и риски цифровизации высшего образования / М. В. Пашков, В. М. Пашкова // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31. № 3. – С. 40–57. – https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57. – EDN: RUBCXA.
Певная, М. В. Участие студенчества в социокультурном развитии города: проблемы социокультурной субъектности / М. В. Певная, Е. А. Шуклина, М. Черникова-Бука // Социологические исследования. – 2022. – № 5. – С. 101–113. – https://doi.org/10.31857/S013216250018512-6. – EDN: QYIQVB.
Попов, Д. С. Высшее образование в зрелом возрасте в России: барьеры и модели / Д. С. Попов, Д. А. Шестакова // Социологические исследования. – 2022. – № 2. – С. 34–44. – https://doi.org/10.31857/S013216250016092-4. – EDN: HUEFPO.
Попова, Е. П. «Российские вузы: организационная специфика и выбор ориентиров развития» / Е. П. Попова, А. В. Климова // Социологические исследования. – 2018. – № 12. – С. 63–72. – https://doi.org/10.31857/S013216250003170-0. – EDN: VPUZIR.
Радаев, В. В. Кризис в современном преподавании: что именно пошло не так? В. В. Радаев // Социологические исследования. – 2022. – № 6. – С. 114–124. – https://doi.org/10.31857/S013216250019853-1. – EDN: EITGKC.
Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1998. – 672 с.
Россия в системе современной социальной реальности: материалы выступлений участников V Всероссийского социологического конгресса (Москва, 14-15 ноября 2016 г.): сб. / отв. ред. и сост. Д. К. Танатова, Т. Н. Юдина. – М.: РГСУ, 2017. – 765 с.
Сафонова, М. А. Структура поля российской социологии – 2020 / М. А. Сафонова, М. М. Соколов // Социологические исследования. – 2021. – №. 11. – С. 91–105. – https://doi.org/10.31857/S013216250015488-9. – EDN: EUWRDB.
Селиверстова, Н. А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования / Н. А. Селиверстова // Социологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 71–77. – https://doi.org/10.31857/S013216250008802-5. – EDN: DRXYQN.
Симонян, Р. Х. Специфика идентичности студентов приграничья России и Украины (на примере Белгородского и Харьковского госуниверситетов) / Р. Х. Симонян // Социологические исследования. – 2023. – № 5. – С. 108–116. – https://doi.org/10.31857/S013216250025806-9. – EDN: BVMOZP.
Смолин, О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? / О. Н. Смолин // Социологические исследования. – 2015 (статья первая). – № 6. – С. 91 - 101; (статья вторая) 2015. – № 7. – С. 30–37. – EDN: UCFNWR
Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов [Электронный ресурс]: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров; ред. Е. Ю. Иванова. – М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. – 6003 с. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM)
Социология образования: учебник и практикум для вузов / под ред. А. М. Осипова. 2-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 424 с.
Тощенко, Ж. Т. Новые лики активности: имитация / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. – 2012. – № 12. – С. 23–36. – EDN: PHCZQT.
Тощенко, Ж. Т. Социальные парадоксы высшего образования в России / Ж. Т. Тощенко // Экономика образования. – 2012. – № 1. – С. 31–34. – EDN: QAWDWL.
Тощенко, Ж. Т. Формы участия высшего образования в решении проблем производительности труда / Ж. Т. Тощенко // Вестник РУДН. Серия: Социология. – 2024. – Том. 24. №. 1. – С. 28–42. – https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-1-28-42. – EDN: TCBRDD.
Тхагапсоев, Х. Г. Российская образовательная реальность и ее превращенные формы / Х. Г. Тхагапсоев, М. Б. Сапунов // Высшее образование в России. – 2016. – № 6. – С. 86–97. – EDN: WBKJLL
Филиппов, Ф. Р. Социология образования / Ф. Р. Филиппов. – М.: Наука, 1980. – 145 с.
Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира / Д. А. Штыхно, Л. В. Константинова, Н. Н. Гагиев, Е. А. Смирнова, О. Д. Никонова // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31. № 6. – С. 27–47. – https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47. – EDN: GXMFCY.
Яницкий, О. Н. К проблеме модернизации гуманитарного знания / О. Н. Яницкий // Социологическая наука и социальная практика. – 2018. – Т. 6. № 1. – (21). – С. 7–22. – https://doi.org/10.19181/snsp.2018.6.1.5734. – EDN: YTPTYP.
Levin, B. An Epidemic of Education Policy / B. Levin // Comparative Education. – 1998. – Vol. 34 (2). – Pp. 131–141.
Neem, J. N. Experience matters: Why competency-based education will not replace seat time / J. N. Neem // Liberal Arts. – 2013. – Vol. 99 (4). – P. 26–29.