Концепция бюропатологий: к пониманию менеджеризма как тупика управления и развития
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.1Ключевые слова:
бюропатологии, бюрократия, менеджеризм, имитации, адхократия, деперсонализация решений, образование, функции образованияАннотация
Введение. Актуальность исследования определяется тем, что менеджеристская модель управления в последние 15 лет обрела монопольный статус в организации работы всех звеньев образовательной системы России. Ее принятие происходило в условиях реализации так называемой антибюрократической революции. Однако менеджеризм в российских управленческих практиках трансформировался в особую разновидность бюропатологии, обладающую значительно меньшим потенциалом к эффективному управлению, чем классическая бюрократия, против которой он был декларативно направлен.
Методы. Методологически работа опирается на теорию бюропатологий, в основе которой лежит представление о неизбежной деформации бюрократией социальных функций объекта управления в случае ее отрыва от научных основ управления и институтов гражданского общества, в том числе академических сообществ.
Результаты и их обсуждение. Концептуальная модель бюропатологий складывается из следующих элементов: определение их сущности, черт, типологии проявлений, индикаторов; методология изучения бюропатологий и их свойств в сфере образования; оценка их напряженности по всем сегментам, уровням, институциональным функциям и социальным группам в сфере образования; вскрытие социальных интересов и портретов разных групп менеджеров в фазе бюрократической автономии и тирании; анализ путей бюрократии к автономии и вытекающих из нее благ; всесторонняя оценка общественных потерь от бюропатологий; поиск альтернатив бюрократии, социальных движений и перспектив предотвращения бюропатологий. Установлено, что в системе образования бюропатологии выявляются в случае применения в управленческих практиках ряда инструментов: концентрация полномочий, главные из которых – контроль над финансовыми потоками и обеспечение лояльности кадров бюрократическим нормам; имитация обширного объема работ, активности и незаменимости; уход от научных основ, опора на личный опыт и нормативную базу; безнаказанность, уход от ответственности; деперсонализация решений, информационная закрытость; одностороннее властное давление на подчиненные уровни отрасли.
Скачивания
Библиографические ссылки
Алферов, Ж.И. Власть без мозгов. Отделение науки от государства / Ж.И. Алферов. – Москва: Алгоритм, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-4320-0055-2. – EDN VUXQBE.
Бабинцев, В.П. Вузовская бюрократия в России – terra incognita социологии образования / В.П. Бабинцев, Г.Н. Гайдукова, Ж.А. Шаповал // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2022. – Т. 22, № 4. – С. 895–908. – DOI 10.22363/2313-2272-2022-22-4-895-908. – EDN VKBSBW.
Глобальная социология образования = Global sociology of education / Новгородский гос. ун-т имени Ярослава Мудрого [и др.] ; под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. – Москва ; Великий Новгород: НовГУ, 2012. – 345 с. – ISBN 978-5-89896-431-3.
Дятлов, А.В. Риски от введения института сити-менеджмента (в оценках экспертов Южного федерального округа) / А.В. Дятлов, В.В. Ковалев, А.В. Сериков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 4. – С. 39–42.
Дятлов, А.В. Социокультурные основания для модели «сити-менеджмента» в системе российского муниципального управления / А.В. Дятлов, В.А. Чигрин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 3–9.
Курбатова, М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия / М.В. Курбатова // Мир России. Социология. Этнология. – 2016. – Т. 25, № 4. – С. 59–86. – EDN WTIEXN.
Осипов, А.М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании / А.М. Осипов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020. – Т. 20, № 4. – С. 953–966. – DOI 10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966. – EDN SEJBMS.
Осипов, А.М. К теории образовательной политики / А.М. Осипов // Социологические исследования. – 2022. – № 2. – С. 23–33. – DOI 10.31857/S013216250018498-0. – EDN PVOMBG.
Осипов, А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании / А.М. Осипов // Социологические исследования. – 2017. – № 8(401). – С. 136–146. – DOI 10.7868/S0132162517080153. – EDN ZGOXVZ.
Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа / А.М. Осипов,
Н.А. Матвеева, П.А. Бояджиева, Я.А. Воронцов // Социологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 60–70. – DOI 10.31857/S013216250008798-0. – EDN PJKRKN.
Смолин, О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 1) / О.Н. Смолин // Социологические исследования. – 2015а. – № 6. – С. 91–101. – EDN UAXUGF.
Смолин, О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 2) / О.Н. Смолин // Социологические исследования. – 2015б. – № 7. – С. 30–37. – EDN UCFNWR.
Тощенко, Ж.Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией: (опыт теоретического и эмпирического анализа) / Ж.Т. Тощенко. – Москва: Весь Мир, 2020. – 352 с. – ISBN 978-5-7777-0801-4. – EDN QLXXDD.
Administrative and public risks of the institute of city management, according to experts of the Republic of Adygea / V.V. Kovalev, A.V. Dyatlov, A.M. Rudenko [et al.] // Contemporary Dilemmas: Education, Politics and Values. – 2019. – Vol. 6, № S6. – Р. 142.
Economic globalization: challenges and threats of the Russian national security / O.M. Shevchenko, A.V. Dyatlov, Z.K. Kurmalieva [et al.] // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2016. – Vol. 6, № S5. – Р. 20–25.
Fitzgerald, T. The tyranny of bureaucracy / T. Fitzgerald // Educational Management Administration & Leadership. – 2009. – Vol. 37. – № 1. – P. 51–65.
Humes, W. The «Iron Cage» of Educational Bureaucracy / W. Humes // British Journal of Educational Studies. – 2022. – Vol. 70. – №2. – P. 235–253. – DOI: 10.1080 /00071005.2021.1899129.
National security: paradigmatic fundamentals of research practices / A.V. Dyatlov, A.M. Kumykov, A.V. Lubsky [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S4. С. 266-271.