Концепция бюропатологий: к пониманию менеджеризма как тупика управления и развития

Авторы

  • Александр Михайлович Осипов Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.1

Ключевые слова:

бюропатологии, бюрократия, менеджеризм, имитации, адхократия, деперсонализация решений, образование, функции образования

Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется тем, что менеджеристская модель управления в последние 15 лет обрела монопольный статус в организации работы всех звеньев образовательной системы России. Ее принятие происходило в условиях реализации так называемой антибюрократической революции. Однако менеджеризм в российских управленческих практиках трансформировался в особую разновидность бюропатологии, обладающую значительно меньшим потенциалом к эффективному управлению, чем классическая бюрократия, против которой он был декларативно направлен.

Методы. Методологически работа опирается на теорию бюропатологий, в основе которой лежит представление о неизбежной деформации бюрократией социальных функций объекта управления в случае ее отрыва от научных основ управления и институтов гражданского общества, в том числе академических сообществ.

Результаты и их обсуждение. Концептуальная модель бюропатологий складывается из следующих элементов: определение их сущности, черт, типологии проявлений, индикаторов; методология изучения бюропатологий и их свойств в сфере образования; оценка их напряженности по всем сегментам, уровням, институциональным функциям и социальным группам в сфере образования; вскрытие социальных интересов и портретов разных групп менеджеров в фазе бюрократической автономии и тирании; анализ путей бюрократии к автономии и вытекающих из нее благ; всесторонняя оценка общественных потерь от бюропатологий; поиск альтернатив бюрократии, социальных движений и перспектив предотвращения бюропатологий. Установлено, что в системе образования бюропатологии выявляются в случае применения в управленческих практиках ряда инструментов: концентрация полномочий, главные из которых – контроль над финансовыми потоками и обеспечение лояльности кадров бюрократическим нормам; имитация обширного объема работ, активности и незаменимости; уход от научных основ, опора на личный опыт и нормативную базу; безнаказанность, уход от ответственности; деперсонализация решений, информационная закрытость; одностороннее властное давление на подчиненные уровни отрасли.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Александр Михайлович Осипов, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Доктор социологических наук, профессор, научный сотрудник, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Алферов, Ж.И. Власть без мозгов. Отделение науки от государства / Ж.И. Алферов. – Москва: Алгоритм, 2012. – 250 с. – ISBN 978-5-4320-0055-2. – EDN VUXQBE.

Бабинцев, В.П. Вузовская бюрократия в России – terra incognita социологии образования / В.П. Бабинцев, Г.Н. Гайдукова, Ж.А. Шаповал // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2022. – Т. 22, № 4. – С. 895–908. – DOI 10.22363/2313-2272-2022-22-4-895-908. – EDN VKBSBW.

Глобальная социология образования = Global sociology of education / Новгородский гос. ун-т имени Ярослава Мудрого [и др.] ; под ред. В.А. Ивановой, А.М. Осипова. – Москва ; Великий Новгород: НовГУ, 2012. – 345 с. – ISBN 978-5-89896-431-3.

Дятлов, А.В. Риски от введения института сити-менеджмента (в оценках экспертов Южного федерального округа) / А.В. Дятлов, В.В. Ковалев, А.В. Сериков // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 4. – С. 39–42.

Дятлов, А.В. Социокультурные основания для модели «сити-менеджмента» в системе российского муниципального управления / А.В. Дятлов, В.А. Чигрин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 3–9.

Курбатова, М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия / М.В. Курбатова // Мир России. Социология. Этнология. – 2016. – Т. 25, № 4. – С. 59–86. – EDN WTIEXN.

Осипов, А.М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании / А.М. Осипов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2020. – Т. 20, № 4. – С. 953–966. – DOI 10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966. – EDN SEJBMS.

Осипов, А.М. К теории образовательной политики / А.М. Осипов // Социологические исследования. – 2022. – № 2. – С. 23–33. – DOI 10.31857/S013216250018498-0. – EDN PVOMBG.

Осипов, А.М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании / А.М. Осипов // Социологические исследования. – 2017. – № 8(401). – С. 136–146. – DOI 10.7868/S0132162517080153. – EDN ZGOXVZ.

Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа / А.М. Осипов,

Н.А. Матвеева, П.А. Бояджиева, Я.А. Воронцов // Социологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 60–70. – DOI 10.31857/S013216250008798-0. – EDN PJKRKN.

Смолин, О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 1) / О.Н. Смолин // Социологические исследования. – 2015а. – № 6. – С. 91–101. – EDN UAXUGF.

Смолин, О.Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (статья 2) / О.Н. Смолин // Социологические исследования. – 2015б. – № 7. – С. 30–37. – EDN UCFNWR.

Тощенко, Ж.Т. Общество травмы: между эволюцией и революцией: (опыт теоретического и эмпирического анализа) / Ж.Т. Тощенко. – Москва: Весь Мир, 2020. – 352 с. – ISBN 978-5-7777-0801-4. – EDN QLXXDD.

Administrative and public risks of the institute of city management, according to experts of the Republic of Adygea / V.V. Kovalev, A.V. Dyatlov, A.M. Rudenko [et al.] // Contemporary Dilemmas: Education, Politics and Values. – 2019. – Vol. 6, № S6. – Р. 142.

Economic globalization: challenges and threats of the Russian national security / O.M. Shevchenko, A.V. Dyatlov, Z.K. Kurmalieva [et al.] // International Journal of Economics and Financial Issues. – 2016. – Vol. 6, № S5. – Р. 20–25.

Fitzgerald, T. The tyranny of bureaucracy / T. Fitzgerald // Educational Management Administration & Leadership. – 2009. – Vol. 37. – № 1. – P. 51–65.

Humes, W. The «Iron Cage» of Educational Bureaucracy / W. Humes // British Journal of Educational Studies. – 2022. – Vol. 70. – №2. – P. 235–253. – DOI: 10.1080 /00071005.2021.1899129.

National security: paradigmatic fundamentals of research practices / A.V. Dyatlov, A.M. Kumykov, A.V. Lubsky [et al.] // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S4. С. 266-271.

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Как цитировать

[1]
А. М. . Осипов, «Концепция бюропатологий: к пониманию менеджеризма как тупика управления и развития», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 4 (2023), сс. 16–23, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ