Социолог в административной среде вуза: ловушки для исследователя
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.3.1Ключевые слова:
высшее образование, социология образования, манипулятивные технологии, ловушка, административно-бюрократическая система управления вузом, педагогическая рента, образованиеАннотация
Ведение. В статье рассмотрены особенности социологических исследований в учреждениях современной высшей школы России. Цель – показать специфику ловушек, возникающих для социолога при проведении исследований в вузах. Ловушки используются в качестве манипулятивных технологий. Ловушки, в которые может попасть социолог, исследующий сферу высшего образования, определяются как негативные ситуации, обусловленные особенностями организации социальной жизни вуза, либо намеренно созданные представителями корпоративного менеджмента, либо явившиеся результатом когнитивной несостоятельности исследователя. Ловушки – индикатор латентного конфликта интересов социолога и бюрократической административной системы.
Результаты и их обсуждение. Рассмотрены три вида ловушек: институциональные (обусловлены спецификой правовой среды и организации жизни вуза, особым клановым позиционированием социологии образования в производстве и распространении социологического знания), манипулятивные (созданные для скрытого управления действиями исследователя), рефлексивные, порождаемые самим социологом вследствие дефицита у него информации или неспособности адекватно ее интерпретировать. Сделан вывод о том, что задача преодоления ловушек должна решаться в контексте общей проблемы социологической безопасности и внедрения в программы профессиональной подготовки социологов в России.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бабинцев, В. П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции / В. П. Бабинцев // Высшее образование в России. – 2017. – № 7. – С. 26-35. – EDN ZAYFKP.
Бабинцев, В. П. Вузовская бюрократия в России - terra incognita социологии образования / В. П. Бабинцев, Г. Н. Гайдукова, Ж. А. Шаповал // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2022. – Т. 22, № 4. – С. 895-908. – https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-895-908. – EDN VKBSBW.
Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации / В. П. Бабинцев, Г. Н. Гайдукова, И. Э. Надуткина, Ж. А. Шаповал // Вестник Института социологии. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 50-69. – https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.4. – EDN YHIWGQ.
Бабинцев, В. П. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России / В. П. Бабинцев, Я. И. Серкина // Социологическая наука и социальная практика. – 2023. – Т. 11, № 1. – С. 26-43. – https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.2. – EDN RBEEAH.
Гаврилюк, В. В. Социология образования : Учеб. пособие / В. В. Гаврилюк ; В.В. Гаврилюк ; М-во образования Рос. Федерации. Тюмен. гос. ун-т. – Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2003. – 232 с. – ISBN 5-88081-331-2. – EDN QOCFVL.
Григорьев, С. И. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме / С. И. Григорьев, Н. А. Матвеева. – Барнаул : Алтайский региональный научный центр СО РАО, 2002. – 168 с. – (Социология и социальная антропология). – ISBN 5-93347-021-4. – EDN XBDBNN.
Довейко, А. Б. Социологические аспекты мониторинга качества образования в Воронежском государственном университете / А. Б. Довейко, А. И. Стеценко // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 17 сентября 2018 года / Министерство высшего образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт государственного управления и предпринимательства, Кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, Уральское отделение Российского общества социологов. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. – 378 с. – ISBN 978-5-7584-0334-1. – EDN YANVVB.
Зборовский, Г. Е. Социология образования : учеб. пособие для студентов социол. и пед. специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина ; Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – Москва : Гардарики, 2005. – 383 с. – (Disciplinae). – ISBN 5-8297-0237-1. – EDN QODURT.
Зборовский, Г. Е. Проблемы образования на страницах журнала Социс / Г. Е. Зборовский // Социологические исследования. – 2024. – № 7. – С. 98-111. – DOI 10.31857/S0132162524070108. – EDN GNZMRL.
Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития / В. А. Иванова, Н. А. Матвеева, А. М. Осипов, П. И. Рысакова // Социологические исследования. – 2013. – № 5(349). – С. 95-103. – EDN QYQKYT.
Конищева, Е. В. Регулирование взаимодействий субъектов образовательного пространства вуза в ситуациях профессионально-жизненных затруднений : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Конищева Евгения Васильевна, 2023. – 218 с. – EDN MLPXHQ.
Курбатова, М. В. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности / М. В. Курбатова, Е. С. Каган // Журнал институциональных исследований. – 2016. – Т. 8, № 3. – С. 116-136. – DOI 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136. – EDN WNHUGV.
Логвинова, А. В. Регулирование социальных рисков административного управления региональным вузом : специальность 22.00.08 "Социология управления" : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Логвинова Анастасия Владимировна, 2020. – 198 с. – EDN FSTDHD.
Луговская, М. В. Управление корпоративными знаниями в провинциальных вузах : специальность 22.00.08 "Социология управления" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / / Луговская Мария Владимировна, 2018. –19 с.
Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции "Социолог 2.0: трансформация профессии", Москва, 18–19 апреля 2018 года / Отв. ред. А.В. Кулешова. – Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2018. – 482 с. – ISBN 978-5-906345-15-8. – EDN UQYAYA.
Переустройство мира: исследования (в) новой реальности : Материалы XIII международной социологической Грушинской конференции, Москва, 25–27 мая 2023 года. – Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2023. – 222 с. – ISBN 978-5-906345-46-2. – EDN GAUNHK.
Немирова, Н. В. Метод кейс-стади в оценке качества образования: методологические преимущества / Н. В. Немирова // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции "Социолог 2.0: трансформация профессии", Москва, 18–19 апреля 2018 года / Отв. ред. А.В. Кулешова. – Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2018. – С. 167-170. – EDN XPQZBB.
Нечаев, В. Я. Социология образования : учеб. пособие / В. Я. Нечаев. – Москва : МГУ, 1992. – 198 с.
Норт, Д. Институты и экономический рост: историческое введение / Д. Норт // THESIS. – 1993. – Т. 1, Вып. 2. – С. 69-91.
Нуриджанов, А. Э. Значение технологий скрытого управления культуре менеджмента бизнес-организаций регионов России / А. Э. Нуриджанов. – Уфа: Диалог, 2015. – 219 с.
Озерова, М. М. Корпоративные коммуникации в управлении вузом : специальность 22.00.08 "Социология управления" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Озерова Маргарита Михайловна. – Белгород, 2017. – 22 с. – EDN ZQFGHP.
Осипов, А. М. Общество и образование: лекции по социологии образования / А. М. Осипов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. – 204 с.
Осипов, А. М. Социология образования: Очерки теории / А. М. Осипов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 504 с.
Осипов, А. М. Университет как региональная корпорация / А. М. Осипов, С. В. Иванов // Социологические исследования. – 2004. – № 11. – С. 162–172.
Осипов, А. М. Институциональные функции — «пороговая» проблема современной социологии образования / А. М. Осипов, В. А. Иванова // Социологические исследования. – 2016. – № 1. – С. 118–125.
Осипов, А. М. Институциональные барьеры и механизмы доступности образования: концепция и региональная динамика / А. М. Осипов, Н. А. Матвеева // Социологические исследования. – 2015. – № 7. – С. 37–48.
Осипов, А. М. Социология образования в России: «работа над ошибками» в начале XXI века / А. М. Осипов, Н. А. Матвеева // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 36–42.
Осипов, А. М. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа / А. М. Осипов, Н. А. Матвеева, П. А. Бояджиева, Я. А. Воронцов // Социологические исследования. – 2020. – № 3. – С. 60–70.
Осипов, А. М. Социология образования в России: проблемы и перспективы / А. М. Осипов, В. В. Тумалев // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 120 –127.
Социология образования : Учебник и практикум для вузов / А. М. Осипов, В. В. Матвеев, Н. А. Матвеева [и др.]. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 424 с. – ISBN 978-5-534-15347-7. – EDN ZBMOIE.
Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований : коллективная монография. – Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2014. – 246 с. – ISBN 978-5-7186-0626-3. – EDN ZDCDBZ.
Римский, В. Л. Помогают ли социологи гражданам формировать собственные мнения о реальности? / В. Л. Римский // Материалы VIII международной социологической Грушинской конференции "Социолог 2.0: трансформация профессии", Москва, 18–19 апреля 2018 года / Отв. ред. А.В. Кулешова. – Москва: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2018. – С. 16-19. – EDN UQYKZE.
Сафина, Л. М. Институциональная ловушка формирования качества трудовой жизни / Л. М. Сафина // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 2. – С. 137-139. – EDN STVUBF.
Севостьянов, Д. А. Ценности образования: инверсия смыслов / Д. А. Севостьянов, А. Р. Гайнанова // Высшее образование в России. – 2014. – № 2. – С. 43-48. – EDN RVKMSV.
Социология образования: учебник для вузов / Под ред. А.М. Осипова. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2024. – 393 с.
Стеценко, А. И. Основные принципы и критерии организации социологического мониторинга качества образования // Материалы VI международной социологической Грушинской конференции «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными», 16 – 17 марта 2016 г. / Отв. ред. А.В. Кулешова. – М.: АО «ВЦИОМ», 2016. – С. 532–535.
Талеб Н. Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни / Н. Талеб. – М.: КоЛибри, 2018. – 379 с.
Тарабаева, В. Б. Управление конфликтами инновационного развития вузов : специальность 22.00.08 "Социология управления" : диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук / Тарабаева Виктория Борисовна. – Белгород, 2009. – 434 с. – EDN QEKBRV.
Титаев, К. Д. Опросы «под давлением»: как проверить качество данных, когда они собираются в закрытой для исследователя институции // Материалы VI международной социологической Грушинской конференции «Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными», 16 – 17 марта 2016 г. / отв. ред. А.В. Кулешова. – М.: АО «ВЦИОМ», 2016. – С. 892–895.
Фурсова, В. В. Социология образования. Зарубежные парадигмы и теории : Монография / В. В. Фурсова. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 195 с. – ISBN 978-5-4458-3471-7. – EDN SULTFB.
Шереги, Ф. Э. Труд преподавателя вуза: творчество или "выживание"? / Ф. Э. Шереги, А. В. Кириллов // Социологические исследования. – 2017. – № 11(403). – С. 87-98. – DOI 10.7868/S0132162517110101. – EDN ZRQQPP.
Burke, E. Reflection on the revolution in France / E. Burke. – Indianapolis: Hackett Pub. Co., 1987. – 215 p.