Наука, бизнес, государство и общество как акторы развития социального партнерства в современных российских условиях (на примере ВТРК «Архыз»)
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.4Ключевые слова:
партнерство, наука, бизнес, государство, субъекты взаимодействия, общественные отношения, ОЭЗ, сотрудничествоАннотация
Введение. В статье оценивается управленческий механизм сотрудничества научного сообщества, государства, бизнеса и общества на примере ВТРК «Архыз». Актуальность исследования обусловлена высокой потребностью российского сообщества, вызванной существующей геополитической обстановкой и нарастающим давлением недружественных государств, в создании управленческого механизма, позволяющего в полной мере достигнуть поставленной цели устойчивого развития, в том числе в создании туристического кластера, отвечающего современным стандартам индустрии гостеприимства, отдыха и развития самого региона присутствия. Сегодня наблюдается сближение институциональных сфер – государства, бизнеса, науки и сообществ, они начинают эффектно взаимодействовать на основе передовых социальных и цифровых технологий, частично перекрывая друг друга. Каждая институциональная сфера выполняет не только свои институциональные функции. Цель исследования заключается в анализе эффективности существующих механизмов управления ОЭЗ на примере ВТРК «Архыз» и оценке перспективности внедрения модели социального партнерства государства, бизнеса, научного сообщества и общественности на территории курорта на условиях интеграции целей и ценностей.
Методы. Методологической базой исследования стал контент-анализ, социологический, системный и сравнительный подходы. Эмпирической базой исследования являются данные Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России и нормативно-правовые документы.
Результаты исследования и их обсуждение. Для России остается актуальным вопрос построения системы эффективного взаимодействия между основными участниками общественных отношений – государством, научным сообществом, бизнесом и некоммерческими организациями. При этом эффективная система стимулов для бизнес-сообщества уже существует и показала свою эффективность. Внедрение и распространение управленческого механизма социального партнерства на территории ОЭЗ ВТРК «Архыз» положительно скажутся на социальном и экономическом положении курорта. Внутренний туризм после «закрытия» границ стал новой точкой роста для качества жизни граждан России, экономических субъектов, обнаруживает значительный потенциал для формирования туристического потока из дружественных стран.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России – 2023. Вып. 7. – М.: АКИТ РФ, 2022. – 287 с.
Кузнецова, Е.П. О взаимодействии науки, бизнеса и государства в развитии экономики территории / Е.П. Кузнецова // Проблемы развития территории. – 2021. – № 5. – С. 71–87. – https://doi.org/10.15838/ptd.2021.5.115.5 .
Мошкова, Л.Е. Партнерские отношения бизнеса и власти на территории присутствия: теория и методология: автореф. дис д-ра эконом. наук / Л.Е. Мошкова. – М., 2015. – 42 с.
Поланьи, К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи. – М.: Алетейя, 2002. – 320 с.
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении плана проведения в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» от 25 июля 2022 г. № 2036-р. – URL: http://government.ru/docs/all/142400/ .
Салогуб, А.М. Современная модель социального партнерства в контексте реализации национальных проектов / А.М. Салогуб, А.С. Старовойтов // Гуманитарий Юга России. – 2022. – Т. 11, № 5. – С. 28–44. – https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.2 .
Хейманс, Д. Новая власть / Д. Хейманс, Г. Тиммс. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 504 с.
Шевченко, О.М. Проблема консенсуса государства и гражданского общества в России: социальные противоречия и перспективы / О.М. Шевченко, Л.Л. Штофер // Гуманитарий Юга России. – 2023. – Т. 12, № 1. – С. 244–253. – https://doi.org/10.18522/2227-8656.2023.1.19 .
Parsons, T. The social system / T. Parsons. – London: Routledge, 1986. – 448 р.