Экологическое поведение молодежи Республики Крым: анализ перспектив междисциплинарного подхода к исследованию
DOI:
https://doi.org/10.18522/26585820.2024.2.3Ключевые слова:
методология, междисциплинарность, молодежь, Россия, Республика Крым, экологическая культура, экологические практики, экологическое поведениеАннотация
Введение. В статье рассматриваются перспективы использования междисциплинарного подхода к изучению процессов формирования и развития экологического поведения молодежи Республики Крым. Экологическое поведение молодежи понимается как форма взаимодействия с природной средой, детерминированная внешними (социокультурными) и внутренними (индивидуальными) факторами и проявляющаяся в виде экологической культуры и экологических практик молодежи.
Теоретическое обоснование. Как в отечественном, так и в зарубежном дискурсе в отношении указанной темы развернута обширная дискуссия, основными предметными направлениями которой можно определить социально-философское, социально-психологическое, социально-педагогическое. Социологические исследования экологического поведения молодежи также постепенно приобретают масштаб и разнообразие. Потенциал теорий, относящихся к различным дисциплинарным сферам, дает основания для анализа перспектив использования методологических параметров междисциплинарного подхода к изучению социального поведения в целом, а также некоторых его разновидностей, включая экологическое поведение, которое можно изучать с позиции выделения социально-демографической и региональной специфики.
Основания междисциплинарного подхода к изучению экологического поведения молодежи. Предметная и методологическая специфика каждого из дисциплинарных направлений исследования экологического поведения характеризуется как достижениями, так и непреодолимыми ограничениями в решении одной из главных проблем данной сферы – отсутствия корреляции между экологическими ценностями и реальным экологическим поведением молодого человека. Междисциплинарный подход к изучению данной проблемы может иметь перспективы выхода на возможность более четкого понимания ее причин и вариантов решения, учитывая актуальный запрос российского социума на переход к экологичному технологическому укладу жизни в условиях обострения диспропорций между имеющейся в стране ресурсной базой и возможностями ее эффективного освоения для обеспечения нового качества бытия.
Скачивания
Библиографические ссылки
Захарова, В.А. Экологическое поведение современной молодежи: общероссийские и региональные тенденции / В.А. Захарова. – М.: РУСАЙНС, 2022. – 280 с. – EDN AYLMAK.
Здоровье подростков и окружающая среда: изменения за 20 лет / И.В. Журавлева, Л.Ю. Иванова, Г.А. Ивахненко [и др.]. – М.: ФНИСЦ РАН, 2021. – 301 с. – https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-356-0.2021.
Курбанов, А.Р. Экологическая культура: эмпирическая проекция (отношение россиян к изменению климата) / А.Р. Курбанов, В.А. Прохода // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – № 4. – С. 347–370. – https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.4.17. – EDN GPQGFQ.
Лубский, А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» / А.В. Лубский // Социологические исследования. – 2015. – № 10. – С. 3–11. – EDN UYLWUH.
Лубский, А.В. Методология социального исследования: учеб. пособие / А.В. Лубский. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 154 с.
Молодежь России: тенденции, перспективы / под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. – М.: Молодая гвардия, 1993. – 224 с.
Рыбакова, М.В. Социальные экологические практики как условие модернизации России / М.В. Рыбакова // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 2. – С. 273–279. – EDN OXEBEX.
Сосунова, И.А. Экологическое поведение граждан и качество жизни в условиях глобализации / И.А. Сосунова, О.Н. Мамонова // Философия и социальные науки. – 2011. – № 3–4. – С. 62–65. – EDN RVOWTA.
Яницкий, О.Н. Экологическое движение в России. Критический анализ / О.Н. Яницкий. – М.: Ин-т социологии РАН, 1996. – 216 с.
Krettenauer, T. Pro-environmental behavior and adolescent moral development / Т. Krettenauer // Journal of Research on Adolescence. – 2017. – Vol. 27, № 3. – Р. 581–593.
Schultz, P. Who recycles and when? A review of personal and situational factors / P. Schultz, S. Oskamp,
T. Mainieri // Journal of Environmental Psychology. – 1995. – Vol. 15, is. 2. – P. 105–121.
Stern, P.C. Toward a coherent theory of environmentally significant behavior / P.C. Stern // Journal of Social Issues. – 2000. – Vol. 56, № 3. – P. 407–424.