Экологическое поведение в современной России: мнения молодежи Южного федерального округа (по материалам фокус-группового исследования)

Авторы

  • Вера Александровна Захарова Крымский филиал ФНИСЦ РАН, г. Симферополь, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.1.4

Ключевые слова:

молодежь, экологическое поведение, экологические практики, экологическая культура, фокус-группа

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты социологического исследования мнений представителей молодежи Южного федерального округа по поводу формирования и развития экологического поведения, его доступных в России форматов, а также барьеров на этом пути. Актуальность обращения к изучению оценок молодыми людьми возможностей в сфере экологического поведения обусловлена невысокой активностью молодежи в экологических практиках при зачастую сформировавшемся запросе на экологический стиль жизни. Цель исследования – выявить степень вовлеченности молодежи в конкретные экологические практики; барьеры на пути экологизации собственной жизни и жизни общества; определить основные социальные институты, с деятельностью которых связываются экологические ожидания молодых людей.

Методы. Эмпирически исследование базируется на методе фокус-групп, проведенных с представителями молодежи в трех субъектах Южного федерального округа – Ростовской области, Республике Адыгея и Республике Крым в 2021 году. Критериями отбора участников, помимо региона проживания, стали возраст (15-29 лет), род основной деятельности (обучение в школе, колледже, вузе, работа), а также тип поселения, где проживает информант (город, село).

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования показывают, что среди российской молодежи фиксируется сформированность запроса на экологический стиль жизни, при этом реальная включенность в экологические практики чрезвычайно низка и ограничивается, как правило, потребительскими практиками. Основными барьерами, препятствующими экологическому поведению, являются информационные, инфраструктурные и мотивационные. К основным институтам, которые могут и должны оказывать влияние на формирование экологического поведения, молодые люди относят семью, образование и государство. Во взглядах их представителей сочетаются элементы этатистского понимания источника гармонизации экологических отношений и убежденность в важности личного вклада граждан в дело экологизации собственной жизни и жизни общества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Вера Александровна Захарова, Крымский филиал ФНИСЦ РАН, г. Симферополь, Россия

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Крымский филиал, г. Симферополь

Библиографические ссылки

Бандурин, А.П., Верещагина, А.В., Самыгин, С.И. (2015) Семья и ее социализационный потенциал в контексте обеспечения экологической безопасности России. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 9, 55-58.

Ермаков, Д.С. (2008) Формирование экологической компетентности учащихся. М.: Российский ун-т дружбы народов, 159.

Ермолаева, П.О. (2012) Экологическая культура российского и американского студенчества. Социологические исследования, 12 (344), 80-88.

Журавлева Л.А., Зарубина Е.В., Кружкова Т.И., Рущицкая О.Е. (2019) Потребительское поведение молодежи: новые тенденции (исследование в вузах Екатеринбурга). Муниципалитет: экономика и управление, 3 (28), 80-89.

Захарова, В.А. (2021) Высшее образование в системе развития экологического поведения российской молодежи. Гуманитарий Юга России, 10(3), 128-137. DOI: https://doi.org/10.18522/2227-8656.2021.3.10

Зубок Ю.А., Чупров В.И. (2020) Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М.: Норма, 304.

Марар, О.И. (2011) Экологическая культура в современном российском обществе: актуальные проблемы. М.: Изд-во МНЭПУ, 226.

Рыбакова М.В. (2012) Социальные экологические практики: состояние и механизмы управления. М.: КДУ, 318.

Сосунова И.А., Мамонова О.Н. (2011) Экологическое поведение граждан и качество жизни в условиях глобализации. Философия и социальные науки, 3/4, 62—66.

Шишкина Е.А. (2008) Экологические практики как фактор формирования экологической культуры (по материалам Астраханской области). Социологические исследования, 9, 79-84.

Dietz, T., Stern, P.C. (2002) Exploring new tools for environmental protection, 3-15 in Dietz, T., and Stern, P.C., eds. New Tools for Environmental Protection: Education, Information, and Voluntary Measures. Washington: National Academy Press. DOI: https://doi.org/10.17226/10401

Hansmann, R., Binder, C. (2020) Determinants of Different Types of Positive Environmental Behaviors: An Analysis of Public and Private Sphere Actions. Sustainability, 12(20). DOI:10.3390/su12208547

Sawitria, D., Hadiyantob H., Hadi, S. (2015) Pro-environmental Behavior from a Social Cognitive Theory Perspective. Procedia Environmental Sciences, 23, 27-33. DOI: https://doi.org/10.1016/j.proenv.2015.01.005

Stern, P. C. (1997) Toward a working definition of consumption for environmental research and policy, 12-35 in Stern, P.C., Dietz, T., Ruttan, V.R., Socolow, R.H., and Sweeney, J.L., eds. Environmentally significant consumption: Research directions. Washington: National Academy Press.

Stern, P. C. (2000) Toward a coherent theory on environmentally significant behavior, Journal of Social Issues, 56, 407-424.

Загрузки

Опубликован

08-09-2022

Как цитировать

[1]
В. А. Захарова, «Экологическое поведение в современной России: мнения молодежи Южного федерального округа (по материалам фокус-группового исследования)», Caucasian Science Bridge, т. 5, вып. 1 (15), сс. 42–52, сен. 2022.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)