Теоретическая модель исследования мотивации старшеклассников в условиях онлайн-обучения
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.9Ключевые слова:
старшеклассники, мотивация, онлайн-обучение, обучение, средняя школа, учебная деятельность, интересы старшеклассниковАннотация
Введение. В статье разрабатывается авторский категориальный аппарат, ориентированный на исследование мотивации к учебной деятельности старшеклассников в условиях онлайн-обучения. Отмечается, что инициативы Правительства РФ, ориентированные на перевод образования школьников на онлайн-формат, не подкреплены достоверной научной экспертизой. Инициаторы цифровизации средней школы не учитывают в должном объеме риски, вызванные онлайнизацией образовательного процесса. Представленная работа – одна из немногих, в которых разработана теоретическая модель исследования, способная стать базовым основанием для реализации эмпирических разработок обозначенной социальной проблемы.
Методы. Методологическую базу исследования составила концепция П. Лазарсфельда, который ввел в социальные науки операционалистский подход, основанный на разработке категориального аппарата через формализованные процедуры логических операций с понятиями.
Результаты и их обсуждение. Работа с понятиями осуществлялась в форме операционализации. Основной принцип построения авторского категориального аппарата – редукция от объекта к предмету исследования с отсечением второстепенных признаков понятий и объединением главных. Понятийная цепочка включает в себя следующие термины: «онлайн-обучение» (объект исследования), «мотивы обучения», «мотивы обучения старшеклассников», «мотивация старшеклассников в условиях онлайн-обучения» (предмет исследования). На завершающей стадии исследования автор вышел на формулировку эмпирических индикаторов: 1) личный опыт старшеклассников (учителей, родителей) в условиях онлайн-обучения; 2) познавательная активность старшеклассников в условиях онлайн-обучения; 3) материальные, технические и информационные ресурсы онлайн-обучения.
Ключевые слова: старшеклассники; мотивация; онлайн-обучение; обучение; средняя школа; учебная деятельность; интересы старшеклассников.
Скачивания
Библиографические ссылки
Васьков, М.А. Онлайн-образование в высшей школе России: основные акторы институционализации и социальные последствия / М.А. Васьков, В.В. Ковалев, Н.Х. Гафиатулина // Гуманитарий Юга России. – 2020. – Т. 9, № 3. – С. 45–57.
Зимняя, И.А. Учебная деятельность как специфический вид деятельности / И.А. Зимняя // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 1. – С. 12–20.
Зимняя, И.А. Учебная мотивация / И.А. Зимняя // Педагогическая психология. – 1999. – № 2. – С. 217–225.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 508 с.
Калугин, Ю.Е. Взаимоотношение понятий «образование» и «самообразование» / Ю.Е. Калугин // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. – 2014. – № 10. – С. 73–77.
Ковалев, В.В. Онлайн-образование студенческой молодежи в условиях пандемии: рефлексия опыта / В.В. Ковалев, О.В. Сорокин // Социальное пространство. – 2021. – Т. 7, № 3. – https://doi.org/10.15838/sa.2021.3.30.1 .
Ковалев, В.В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов, К.В. Воденко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). – 2020. – Т. 13, № 3. – С. 6–14.
Никифорова, А.В. К вопросу о соотношении понятий: образование, обучение, воспитание / А.В. Никифорова // Заметки ученого. – 2020. № 8. – С. 234–237.
Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 2012. – 30 дек.