Образовательные потребности старшеклассников как индикатор готовности к онлайн-обучению
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.2.3Ключевые слова:
потребности, старшеклассники, художественная литература, научная литература, онлайн-обучение, учебная деятельность, интеллектуальная готовностьАннотация
Введение. В статье анализируется готовность старшеклассников к учебной деятельности в условиях онлайн-обучения. Индикатором проверки выступают образовательные потребности. Обзор научной литературы позволил прийти к выводу, что наличие развитых и хорошо отрефлексированных образовательных потребностей является одним из важнейших условий, обеспечивающих возможность перехода средней общеобразовательной школы на онлайн-обучение. Цель статьи: выявить у старшеклассников уровень развития образовательных потребностей.
Методы. Методологическую базу исследования составили два теоретических подхода: общенаучная модель социального исследования, разработанная А.В. Лубским (идея методологического конструкта и деление научного поиска на логически завершенные фрагменты), и концепция молодежи Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова, в основе которой лежит представление о молодежи как о социальной группе с неустойчивой, лабильной системой потребностей. Эмпирическая база исследования формировалась на основе массового социологического опроса, проведенного в январе–феврале 2022 г. В исследовании приняло участие 860 старшеклассников, 1246 родителей и 636 учителей, проживающих в Ростове-на-Дону.
Результаты и их обсуждение. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу о том, что уровень развития образовательных потребностей старшеклассников не позволяет перевести средние школы на онлайн-обучение, так как высока вероятность снижения качества и интенсивности учебной деятельности. Представления сторонников онлайн-образования об обучающихся старших классов как высокомотивированных школьниках, четко понимающих, зачем они учатся, и имеющих ясные цели по предмету обучения, выглядят несколько надуманными. Но также нельзя не принимать во внимание тот факт, что среди старшеклассников, очевидно, должна быть определенная часть обучающихся, интеллектуально и социально готовых к полному переходу на цифровой формат обучения. И искать их необходимо главным образом в группе наиболее мотивированных к учебной деятельности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Гречушкина, Н.В. (2022). Цифровые навыки старшеклассника и его готовность к самостоятельной познавательной деятельности. Педагогические науки, 3, 68–73.
Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2020). Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности. М.: Норма, 304.
Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2017). Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы. Россия реформирующаяся, 15, 4–21.
Лацвеева, А.В. (2022). Социальный портрет сторонника онлайн-обучения. Caucasian Science Bridge, 5(2), 60–68.
Лубский А.В. (2017). Методология социального исследования. М.: ИНФРА-М, 154.
Патриотизм, гражданственность и солидарность в региональных сообществах на Юге России (2018).
Волков Ю.Г. (ред.). Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 410.
Соловьева, М.В., Семенова, Е.С. (2020). К вопросу о развитии грамматических навыков у школьников на среднем этапе обучения с использованием технологий Веб 2.0. В Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева.
Приказ Министерства просвещения РФ от 17 апреля 2019 г. № 179 «Об утверждении методик расчета целевых показателей федеральных проектов национального проекта «Образование» (2019). Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-17.04.2019-N-179.