Научно-исследовательская деятельность студенческой молодежи: факторы влияния и инструменты активизации

Авторы

  • Анастасия Эдуардовна Пилипенко Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия
  • Руслан Александрович Денисов Проектный офис Программы развития Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.6

Ключевые слова:

студенческая молодежь, науковедческий центр, научно-исследовательская деятельность

Аннотация

Введение. В условиях трансформации социальной реальности российского общества сформирован общественный и государственный запрос на вовлечение молодежи в научно-исследовательскую деятельность (НИД). Наиболее перспективной социально-демографической группой вовлечения определяется студенчество как будущая профессиональная элита страны. При этом стоит отметить, что НИД обучающихся высшей школы представляется как сложное многомерное явление, на развитие которого влияет множество факторов. В рамках данной работы предпринята попытка классифицировать факторы влияния следующим образом: управленческие (государственный уровень, уровень вуза), средовые, личностные.

Методы. Прикладное социологическое исследование проведено в 2023 г. среди обучающихся Южного федерального университета (образовательные направления участников исследования: социально-экономическое, гуманитарное, инженерное, естественнонаучное, педагогическое, архитектура и искусство). Методом онлайн-анкетирования было опрошено 3056 студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры вуза.

Результаты и их обсуждение. Данные реализованного исследования позволили зафиксировать зависимость научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи от личностных (индивидуальные характеристики студента, социально-профессиональные особенности семьи студента) и средовых (престижность статуса молодого ученого, структура интеллектуальной среды вуза и особенности корпоративной культуры, ценностные ориентации академической группы, личность преподавателя и готовность к научному сотрудничеству со студентами, материально-техническая оснащенность лабораторий) факторов. Полученные результаты иллюстрируют необходимость поиска инструментов активизации НИД среди обучающихся вузов. На примере инициированного к созданию Науководческого центра Южного федерального университета рассмотрены направления вовлечения студенческой молодежи в научно-исследовательскую деятельность и социальные эффекты данной работы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Анастасия Эдуардовна Пилипенко, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

Candidate of Sciences in Sociology, Senior Lecturer, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Руслан Александрович Денисов, Проектный офис Программы развития Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

Candidate of Sciences in Sociology, Senior Lecturer, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

Библиографические ссылки

Данилова, И.Ю. Многоуровневая модель организации научно-исследовательской работы студентов как средство обеспечения качества образования в вузе: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / И.Ю. Данилова [Место защиты: Федер. ин-т развития образования]. – Москва, 2010. – 17 с.

Ибрянова, О.В. Подготовка студентов педвуза к научно-исследовательской деятельности в условиях многоуровневой системы высшего образования: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / О.В. Ибрянова; [Барнаул. гос. пед. ун-т. – Барнаул], 2003. – 17 с.

Медведев, Ю. В 2022 году в России создали 207 научных лабораторий под руководством молодых ученых / Ю. Медведев // Российская газета. – 2023. – 8 февраля. – URL: https://rg.ru/2023/02/08/v-2022-godu-v-rossii-sozdali-207-nauchnyh-laboratorij-pod-rukovodstvom-molodyh-uchenyh.html?ysclid=lovsp5vcfs229070577 (дата обращения: 12.11.2023).

Ненашева, О.О. Развитие аксиологического потенциала личности студента в научно-исследовательской деятельности: учеб.-метод. пособие / О.О. Ненашева. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2010. – 192 с. – ISBN 978-5-7410-1016-7.

Першуткин, Б.В. Активизация научно-исследовательской деятельности студентов в высших учебных заведениях: автореферат дисертации ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Б.В. Першуткин / Гос. ун-т упр. – Москва, 2006. – 26 с.

Терехина, Д.С. Научно-исследовательская деятельность студентов как объект социального управления в современном российском вузе: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.08 / Д.С. Терехина; [Место защиты: Гос. ун-т упр.]. – Москва, 2012. – 179 с.

Встреча с молодыми учеными // Президент России. – 2022. – 1 декабря. –URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69967 (дата обращения: 09.11.2023).

Наука в России, ее значение и ценность для общества // ВЦИОМ. – 2021. – 25 августа. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nauka-v-rossii-ee-znachenie-i-cennost-dlja-obshchestva. (дата обращения: 12.11.2023).

Национальный проект «Наука и университеты» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. 2018. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/nac_project/ (дата обращения: 09.11.2023).

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Как цитировать

[1]
А. Э. Пилипенко и Р. А. Денисов, «Научно-исследовательская деятельность студенческой молодежи: факторы влияния и инструменты активизации», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 4 (2023), сс. 66–76, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)