Образовательная инклюзия и профессиональное самоопределение выпускников школ с инвалидностью: по материалам регионального социологического исследования

Авторы

  • Маргарита Сергеевна Астоянц Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
  • Лариса Викторовна Тарасенко Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
  • Анастасия Геннадьевна Красножон Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.2.9

Ключевые слова:

образовательная инклюзия, образовательные потребности, профессиональное самоопределение, инвалидность, дети с инвалидностью

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблемам образовательной инклюзии и профессионального самоопределения выпускников школ с инвалидностью.

Методы. Авторами приводится анализ результатов собственного регионального социологического опроса, проведенного в 2020-2021 гг., целью которого было выявление специфики образовательных потребностей и профессиональных предпочтений обучающихся 9-11 классов с инвалидностью. В эмпирическом исследовании приняло участие 1320 человек из Ростовской области, Краснодарского края и Калмыкии.

Результаты и обсуждение. В статье анализируются образовательные потребности и профессиональные предпочтения выпускников с инвалидностью, на основании чего выделен перечень наиболее привлекательных для данной социальной группы профессий.  Авторами делаются выводы о проблемах доступности профессионального образования для детей с инвалидностью, что, в частности, определяет ранний отсев многих школьников с инвалидностью при переходе из системы общего в систему профессионального образования, а это, в свою очередь, лишает их возможности накопления человеческого капитала, необходимого для достижения успеха в современном обществе, а также нивелирует шансы приобретения навыков, позволяющих им конкурировать на рынке труда. Авторами выявлены серьезные деформации в системе профориентационной работы с выпускниками школ, абитуриентами СПО и вузов с инвалидностью, в связи с чем делается вывод о необходимости трансформации профориентационной работы с детьми с инвалидностью с учетом социально-экономических реалий современного российского общества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Маргарита Сергеевна Астоянц, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой отраслевой и прикладной социологии, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Лариса Викторовна Тарасенко, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной социологии и моделирования социальных процессов, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Анастасия Геннадьевна Красножон, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия

Преподаватель, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Библиографические ссылки

Ансимова, Н.П., Чупрова, Л.В. (2017). Психологическое сопровождение профессионального самоопределения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования. Ярославский педагогический вестник, 3, 170-177.

Баскакова, М.Е., Соболева, В.И., Тодэ, Н.О., Токсанбаева, М.С., Чадова, Т.А. (2012). Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве. Москва: Международная Актуарная Компания.

Демьянова, А.В., Лукьянова, А.Л. (2016). Влияние статуса инвалидности на предложение труда в России. Прикладная эконометрика, 4, 50-74.

Жукова, Т.В. (2018). Особенности психологической готовности к обучению в вузе студентов и выпускников средней общеобразовательной школы. Гуманитарные науки, 4 (44), 122-126.

Кусакина, С.Н. (2008). Мотивация поступления в вуз у старшеклассников и студентов. Психологическая наука и образование, 13(1), 58-66.

Робустова, Е.В., Баглюк, С.Б. (2017). Личностные и мотивационные особенности обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при интегрированном обучении с условно здоровыми учащимися. Высшее образование сегодня, 4, 57-63.

Хасанова, Р.Р., Макаренцева А.О. (2018). Бедность инвалидов и домохозяйств с инвалидами. ЭКО, 3, 44-59. DOI: https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2018-3-44-59

Bliksvær, T. (2018). Disability, Labour Market Participation and the Effect of Educational Level: Compared to What? Scandinavian Journal of Disability Research 20(1), 6–17. DOI: https://doi.org/10.16993/sjdr.3

Sen, A.(2001). Development as freedom (2nd ed.). Oxford New York: Oxford University Press.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница? (2019) Режим доступа: https://www.belovo42.ru/gic/2019/03/28/10086-7900673.html

Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Ростовской области на 1 сентября 2020 г. (2020) Режим доступа: https://minobr.donland.ru/documents/active/61083/?ysclid=l7k7f4qebe371280506

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) (2022). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6c22e/

Федеральная служба государственной статистики (Росстат): Сведения об инвалидах – студентах профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (2021). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964

Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Положение инвалидов: Посещение общеобразовательных организаций детьми в возрасте от 9-ти до 15 лет (2020). Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964

Федеральный реестр инвалидов: Численность инвалидов в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах Российской Федерации (2022). Режим доступа: https://sfri.ru/analitika/chislennost

Загрузки

Опубликован

05-12-2022

Как цитировать

[1]
М. С. Астоянц, . Л. В. Тарасенко, и А. Г. Красножон, «Образовательная инклюзия и профессиональное самоопределение выпускников школ с инвалидностью: по материалам регионального социологического исследования», Caucasian Science Bridge, т. 5, вып. 2 (16), сс. 108–120, дек. 2022.

Выпуск

Раздел

Социология образования

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)