Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве

Авторы

  • Анна Михайловна Шаповалова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
  • Виктория Олеговна Вагина Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.3.4

Ключевые слова:

патриотизм, молодежь, онлайн-пространство, Интернет, патриотическое воспитание, гражданский патриотизм, социальные сети, патриотические практики, патриотическая субъектность

Аннотация

Введение. Определяется актуальность исследования, связанная с тем, что онлайн-пространство является новым видом площадки, где сосредоточились все формы общения, образовательный процесс, информационное оповещение. Онлайн-пространство – это площадка, обладающая большим потенциалом для консолидации гражданского общества, через которую возможно транслировать и прививать патриотические ценности среди молодежи. В этой связи обосновывается необходимость социологического анализа роли и места патриотических практик, организующихся по форме сетевых в сравнении с другими типами патриотических практик.

Материалы и Методы. В статье используются результаты авторского экспертного опроса (N=164), проведенного на Юге России среди представителей  органов государственной и муниципальной власти, работников научных и образовательных учреждений, общественных организаций и НКО, молодежных организаций и СМИ, а также результаты массового социологического опроса, полученные в ходе реализации исследовательского проекта «Гражданский патриотизм в формировании и развитии солидаристских практик на Юге России: ресурсный потенциал и условия его реализации» (N=2000).

Результаты и их обсуждение. Виртуально-сетевые патриотические практики выступают приоритетными для российской молодежи с точки зрения формы организации патриотических мероприятий, однако уровень их эффективности оценивается ниже по сравнению с «реальными» практиками, организованными вне сети Интернет. Эффективность патриотических практик молодежи, как организованных с помощью онлайн-технологий, так и в режиме реального взаимодействия и деятельности без обращения к ресурсам сети Интернет, связывается с формированием патриотической субъектности молодежи. Важно, чтобы сама молодежь выступала инициатором патриотических мероприятий с учетом ее патриотических потребностей и интересов, а также ориентаций на приоритетные формы организации   патриотической деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Анна Михайловна Шаповалова, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

Кандидат социологических наук, доцент Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Виктория Олеговна Вагина, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия

Аспирант Института социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Библиографические ссылки

Байкова, Т.К. (2018). Влияния Instagram на поведение человека. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общей редакцией Р.В. Ершовой, 36–38.

Верещагина, А.В. (2018). Почему патриотизму на Юге России не хватает гражданственности (по результатам социологического исследования)? Историческая и социально-образовательная мысль, 10, 5-2, 54–64.

Волков, Ю.Г., Бинеева, Н.К., Печкуров, И.В. (2017). Реализации этнокультурного образования и гражданско-патриотического воспитания на Юге России в контексте национальной политики. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 3 (204), 86–96.

Живенок, Н.В. (2018). Социокультурные риски коммуникации молодежи в цифровом пространстве. В сборнике: Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X Юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения. Сборник материалов Международной научной конференции, 430–432.

Лисица, Е.С. (2012). Роль российской молодежи в становлении гражданского общества. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 9-1, 129–132.

Ляукина, Г.А., Ефимов, Е.Г. (2015). Формирование патриотизма студентов в социальных интернет-сетях, Казанский педагогический журнал, 6-2 (113), 347–351.

Паспорт федерального проекта Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (2021). Сайт Системы Дистанционного Образования. Режим доступа: http://www.lms.eduportal44.ru/NewKoiro/obrazov

Путин, В.В. (2016). У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. МедиаМера. Режим доступа: https://mediamera.ru/post/24577

Путин считает патриотизм единственной возможной идеологией современного общества (2019). ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/politika/7379985

Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И., Чигарькова, С.В., Львова, Е.Н. (2018). Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция. В Р.В. Ершова (ред.) Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции, 374–379.

Загрузки

Опубликован

27-12-2021

Как цитировать

[1]
А. М. Шаповалова и В. О. Вагина, «Развитие патриотизма в молодежной среде в онлайн-пространстве», Caucasian Science Bridge, т. 4, вып. 3 (13), сс. 44–52, дек. 2021.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ