Независимая оценка квалификаций: отечественный и зарубежный опыт
DOI:
https://doi.org/10.18522/26585820.2024.3.4Ключевые слова:
квалификации, неформальное образование, независимая оценка квалификаций, национальная система квалификаций, рынок труда, профессиональные стандартыАннотация
Введение. Независимая оценка квалификаций как процедура подтверждения навыков требованиям профессиональных стандартов активно внедряется в разных странах, в том числе и в России. Изменение задач на рабочем месте требует постоянного обновления компетенций работников, в связи с чем растет запрос на переобучение и независимую оценку квалификаций. Цель статьи - анализ практик реализации независимой оценки квалификаций, сравнение российского и зарубежного опыта, выявление преимуществ и ограничений, связанных с институциональными особенностями развития национальной системы квалификаций.
Методология и методы исследования. Использованы методы качественного контента-анализа источников и данных, представленных в открытом доступе, интервью с экспертами (n=10).
Результаты исследования и обсуждение. Установлено, что в странах Европейского союза и БРИКС независимая оценка квалификаций позволяет признавать результаты неформального образования и практического опыта. По результатам теоретико-эмпирического исследования показано, что во многих странах система независимой оценки квалификаций обрела устойчивые институциональные черты, сложились правила и процедуры, способствующие регулированию спроса и предложения рабочей силы. В России за последние годы наблюдается положительная динамика в развитии инфраструктуры национальной системы квалификаций, увеличилось количество Центров независимой оценки, количество субъектов РФ, где проведены экзамены, однако при этом экспертами выделены противоречия, связанные с организационными, функциональными и нормативно-правовыми факторами. Среди ключевых барьеров экспертами отмечены низкий уровень информированности работников и работодателей, ограничения инфраструктуры для проведения экзаменов, отсутствие продуктивного взаимодействия заинтересованных сторон. Результаты и материалы исследования могут быть полезны специалистам в области образования взрослых и управления человеческими ресурсами.
Скачивания
Библиографические ссылки
Богданова, О. В. Влияние транспрофессионализма на развитие дополнительного образования в России / О. В. Богданова // Caucasian Science Bridge. – 2024. – Т. 7, № 1(23). – С. 88-95. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.7. – EDN RJORGZ.
Голуб, Г.Б. Отношение директоров школ к независимой оценке квалификации педагогов / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, Л.И. Фишман, В.А. Прудникова // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – №5 (128). – С. 43 – 55. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-43-55. – EDN JLNBWV.
Есенина, Е.Ю. Независимая оценка квалификаций как часть дуальной системы обучения: опыт Германии / Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – №5-6. – С. 18-22.
Коршунов, И.А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ / И.А. Коршунов, А.М. Тюнин, Н.Н. Ширкова, М.С. Мирошников, О.А. Фролова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – №2. – С. 286 – 314. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627.
Олейникова, О.Н. Система квалификаций в странах европейского союза / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева // Центр изучения проблем национального образования. – 2022. – С. 1 – 13.
Петрова, С.О. Организационная структура национальной системы квалификаций: новая философия в системе образования в России и зарубежных стран / С.О. Петрова // Педагогика и психология образования. - 2019. – №2. – С. 84 - 99.
Европейская рамка квалификаций для образования (ЕРК). – URL: https://clck.ru/3DxiLG.
Любовь Духанина: о первом успешном опыте применения механизмов НСК при аттестации педагогов (интервью с Л. Духаниной). – URL: https://nark.ru/articles/spk/lyubov-dukhanina-o-pervom-uspeshnom-opyte-primenen/.
Мозганова, В. Независимая оценка квалификации специалистов: нецелесообразная дорогая инициатива или частичное решение кадровой проблемы стройотрасли (интервью с А. Ишиным) / В. Мозганова // BFM.RU. – 2022. – URL: https://www.bfm.ru/news?author=16&rubric=16004&page=39.
Мороз, Н. Развитие независимой оценки профессиональной квалификации: вопросы и анкеты (интервью с А. Любимовым) / Н. Мороз // HSE LAB. – 2021. – URL: https://hseblog.ru/post/razvitie-nezavisimoy-ocenki-professionalnoy-kvalifikacii-voprosy-i-aspekty.
Необходимость независимой оценки квалификации должна определяться самими профессионалами (интервью с Ю. Смирновой). – URL: http://cok-ps.ru/news/232-smirnova-interview.html?ysclid=m20h7sck5546340727 .
Нестеров, В. Александр Мурычев: «В России создана и развивается система оценки профессиональных квалификаций» (интервью с А. Мурычевым) / В. Нестеров // Finversia. – 2019. – URL: https://finprofessional.ru/rubrics/interview/aleksandr-murychev-pered-nami-stoit-sereznaya-zadacha-sozdaniya-mezhotraslevykh-tsentrov-otsenki-kvalifikatsii-728.НОК в строительстве: 81% специалистов – ГИПов подтверждают квалификацию с первого раза. – URL: https://needsro.ru/novosti-nok-345908765/.
НОК и все круги ада (интервью с Е. Карантом). – URL: https://zsrf.ru/blogpost/55/nok-i-vse-krugi-ada.
НОК с душком / О. Белкина // За-Строй.РФ. – 2022. – URL: https://zsrf.ru/blogpost/463/nok-s-dushkom.
Опубликовано интервью с экспертами НСК Челябинской области (интервью с Т. Калугиной и Т. Ширшовой). – URL: https://nark.ru/news/news_nark/opublikovano-intervyu-s-ekspertami-nsk-chelyabinsk/.
Подача заявок на конкурс СМИ продлена до 15 октября. – URL: https://konkurs-smi.nark.ru/.
Поршнева, Л. Независимая оценка квалификации — это условие присутствия компании на рынке (интервью с А. Ишиным) / Л. Поршнева // НОСТРОЙ. Национальное объединение строителей. – 2022. – URL: https://nostroy.ru/company/news/?COMP_ID=t_news&CUR_TAB=0&eid=31399.
Постановление Правительства Российский Федерации «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» от 16.11.2016 №1204. – URL: https://base.garant.ru/71542764/.
Проведение независимой оценки квалификации в строительстве обсудили на конференции НОСТРОЙ (интервью с А. Глушковым). – URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2024/08/07/provedenie-nezavisimoi-otsenki-kvalifikatsii-v-stroitelstve-obsudili-na-konferentsii-nostroi.
Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. – URL: https://nok-nark.ru/.
Свистунов, П. Обзор национальных систем квалификаций государств, входящих в БРИКС / П. Свистунов, С. Власова // Национальное агентство развития квалификаций. – 2023. – URL: https://nark.ru/analytics/regionalnoe-razvitie/obzor-natsionalnykh-sistem-kvalifikatsiy-BRICS/.
СПК финансового рынка - об опыте признания международных документов о квалификации в системе НОК (интервью с Д. Маштакеевой) – URL: https://u.kimis.org/pWXdD.
Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации статьи 11 и 73 Федерального закона ‘Об образовании в Российской Федерации’ от 02.05.2015 № 122. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/.
Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/.
Ширинова, Э. НОСТРОЙ рассказал о планах по развитию НОК: для кого еще введут обязательный профэкзамен (интервью с А. Глушковым) / Э. Ширинова // Информационный портал «Все о саморегулировании». – 2024. – URL: https://www.all-sro.ru/news/nostroy-rasskazal-o-planakh-po-razvitiyu-nok-dlya-kogo-eshche-vvedut-obyazatelnyy-profekzamen/.
Юбилей НОК – 10 лет. Итоги внедрения независимой оценки квалификации (интервью с А. Глушковым). – URL: https://clp-rf.ru/2024/01/31/yubilej-nok-10-let-itogi-vnedreniya-nezavisimoj-oczenki-kvalifikaczii/.
Mandal, S. Emerging National Qualification Framework in India: A Journey of Dilemmas / S. Mandal // Social Change. – 2018. – № 48. – P. 589-600. – https://doi.org/10.1177/0049085718801471 (
Ralston, S.J. Higher Education’s Microcredentialing Craze: a Postdigital-Deweyan Critique / S.J. Ralston // Postdigit Sci Educ. – 2021. – №3. – Р. 83–101. – https://doi.org/10.1007/s42438-020-00121-8 (In Eng.)
Allais, S.Labour market outcomes of national qualifications frameworks in six countries / S. Allais // Journal of Education and Work. – 2017. – № 30. – Р. 457-470. – http://dx.doi.org/10.1080/13639080.2016.1243232
Williams, E. The police education qualification framework: a professional agenda or building professionals? / E. Williams, J. Norman, M. Rowe // Police Practice and Research. – 2019. – № 20. – P. 1-14. – https://doi.org/10.1080/15614263.2019.1598070