Независимая оценка квалификаций: отечественный и зарубежный опыт

Авторы

  • Марина Николаевна Кичерова Тюменский государственный университет, г.Тюмень, Россия
  • Александра Петровна Симакова Тюменский государственный университет, г.Тюмень, Россия
  • Олеся Сергеевна Зенкова Тюменский государственный университет, г.Тюмень, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/26585820.2024.3.4

Ключевые слова:

квалификации, неформальное образование, независимая оценка квалификаций, национальная система квалификаций, рынок труда, профессиональные стандарты

Аннотация

Введение.  Независимая оценка квалификаций как процедура подтверждения навыков требованиям профессиональных стандартов активно внедряется в разных странах, в том числе и в России. Изменение задач на рабочем месте требует постоянного обновления компетенций работников, в связи с чем растет запрос на переобучение и независимую оценку квалификаций.   Цель статьи - анализ практик реализации независимой оценки квалификаций, сравнение российского и зарубежного опыта, выявление преимуществ и ограничений, связанных с институциональными особенностями развития национальной системы квалификаций.

Методология и методы исследования. Использованы методы качественного контента-анализа источников и данных, представленных в открытом доступе, интервью с экспертами (n=10).

Результаты исследования и обсуждение.  Установлено, что в странах Европейского союза и БРИКС независимая оценка квалификаций позволяет признавать результаты неформального образования и практического опыта.  По результатам теоретико-эмпирического исследования показано, что во многих странах система независимой оценки квалификаций обрела устойчивые институциональные черты, сложились правила и процедуры, способствующие регулированию спроса и предложения рабочей силы. В России за последние годы наблюдается положительная динамика в развитии инфраструктуры национальной системы квалификаций, увеличилось количество Центров независимой оценки, количество субъектов РФ, где проведены экзамены, однако при этом экспертами выделены противоречия, связанные с организационными, функциональными и нормативно-правовыми факторами. Среди ключевых барьеров экспертами отмечены   низкий уровень информированности работников и работодателей, ограничения инфраструктуры для проведения экзаменов, отсутствие продуктивного взаимодействия заинтересованных сторон.  Результаты и материалы исследования могут быть полезны специалистам в области образования взрослых и управления человеческими ресурсами.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Марина Николаевна Кичерова, Тюменский государственный университет, г.Тюмень, Россия

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей и экономической социологии, Тюменский государственный университет, г.Тюмень, Россия

Александра Петровна Симакова, Тюменский государственный университет, г.Тюмень, Россия

Студент, Тюменский государственный университет, г.Тюмень, Россия

Библиографические ссылки

Богданова, О. В. Влияние транспрофессионализма на развитие дополнительного образования в России / О. В. Богданова // Caucasian Science Bridge. – 2024. – Т. 7, № 1(23). – С. 88-95. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.7. – EDN RJORGZ.

Голуб, Г.Б. Отношение директоров школ к независимой оценке квалификации педагогов / Г.Б. Голуб, И.С. Фишман, Л.И. Фишман, В.А. Прудникова // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – №5 (128). – С. 43 – 55. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-43-55. – EDN JLNBWV.

Есенина, Е.Ю. Независимая оценка квалификаций как часть дуальной системы обучения: опыт Германии / Е.Ю. Есенина // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – №5-6. – С. 18-22.

Коршунов, И.А. Как учатся взрослые: факторы выбора образовательных программ / И.А. Коршунов, А.М. Тюнин, Н.Н. Ширкова, М.С. Мирошников, О.А. Фролова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – №2. – С. 286 – 314. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1627.

Олейникова, О.Н. Система квалификаций в странах европейского союза / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева // Центр изучения проблем национального образования. – 2022. – С. 1 – 13.

Петрова, С.О. Организационная структура национальной системы квалификаций: новая философия в системе образования в России и зарубежных стран / С.О. Петрова // Педагогика и психология образования. - 2019. – №2. – С. 84 - 99.

Европейская рамка квалификаций для образования (ЕРК). – URL: https://clck.ru/3DxiLG.

Любовь Духанина: о первом успешном опыте применения механизмов НСК при аттестации педагогов (интервью с Л. Духаниной). – URL: https://nark.ru/articles/spk/lyubov-dukhanina-o-pervom-uspeshnom-opyte-primenen/.

Мозганова, В. Независимая оценка квалификации специалистов: нецелесообразная дорогая инициатива или частичное решение кадровой проблемы стройотрасли (интервью с А. Ишиным) / В. Мозганова // BFM.RU. – 2022. – URL: https://www.bfm.ru/news?author=16&rubric=16004&page=39.

Мороз, Н. Развитие независимой оценки профессиональной квалификации: вопросы и анкеты (интервью с А. Любимовым) / Н. Мороз // HSE LAB. – 2021. – URL: https://hseblog.ru/post/razvitie-nezavisimoy-ocenki-professionalnoy-kvalifikacii-voprosy-i-aspekty.

Необходимость независимой оценки квалификации должна определяться самими профессионалами (интервью с Ю. Смирновой). – URL: http://cok-ps.ru/news/232-smirnova-interview.html?ysclid=m20h7sck5546340727 .

Нестеров, В. Александр Мурычев: «В России создана и развивается система оценки профессиональных квалификаций» (интервью с А. Мурычевым) / В. Нестеров // Finversia. – 2019. – URL: https://finprofessional.ru/rubrics/interview/aleksandr-murychev-pered-nami-stoit-sereznaya-zadacha-sozdaniya-mezhotraslevykh-tsentrov-otsenki-kvalifikatsii-728.НОК в строительстве: 81% специалистов – ГИПов подтверждают квалификацию с первого раза. – URL: https://needsro.ru/novosti-nok-345908765/.

НОК и все круги ада (интервью с Е. Карантом). – URL: https://zsrf.ru/blogpost/55/nok-i-vse-krugi-ada.

НОК с душком / О. Белкина // За-Строй.РФ. – 2022. – URL: https://zsrf.ru/blogpost/463/nok-s-dushkom.

Опубликовано интервью с экспертами НСК Челябинской области (интервью с Т. Калугиной и Т. Ширшовой). – URL: https://nark.ru/news/news_nark/opublikovano-intervyu-s-ekspertami-nsk-chelyabinsk/.

Подача заявок на конкурс СМИ продлена до 15 октября. – URL: https://konkurs-smi.nark.ru/.

Поршнева, Л. Независимая оценка квалификации — это условие присутствия компании на рынке (интервью с А. Ишиным) / Л. Поршнева // НОСТРОЙ. Национальное объединение строителей. – 2022. – URL: https://nostroy.ru/company/news/?COMP_ID=t_news&CUR_TAB=0&eid=31399.

Постановление Правительства Российский Федерации «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» от 16.11.2016 №1204. – URL: https://base.garant.ru/71542764/.

Проведение независимой оценки квалификации в строительстве обсудили на конференции НОСТРОЙ (интервью с А. Глушковым). – URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2024/08/07/provedenie-nezavisimoi-otsenki-kvalifikatsii-v-stroitelstve-obsudili-na-konferentsii-nostroi.

Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. – URL: https://nok-nark.ru/.

Свистунов, П. Обзор национальных систем квалификаций государств, входящих в БРИКС / П. Свистунов, С. Власова // Национальное агентство развития квалификаций. – 2023. – URL: https://nark.ru/analytics/regionalnoe-razvitie/obzor-natsionalnykh-sistem-kvalifikatsiy-BRICS/.

СПК финансового рынка - об опыте признания международных документов о квалификации в системе НОК (интервью с Д. Маштакеевой) – URL: https://u.kimis.org/pWXdD.

Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации статьи 11 и 73 Федерального закона ‘Об образовании в Российской Федерации’ от 02.05.2015 № 122. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/.

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485/.

Ширинова, Э. НОСТРОЙ рассказал о планах по развитию НОК: для кого еще введут обязательный профэкзамен (интервью с А. Глушковым) / Э. Ширинова // Информационный портал «Все о саморегулировании». – 2024. – URL: https://www.all-sro.ru/news/nostroy-rasskazal-o-planakh-po-razvitiyu-nok-dlya-kogo-eshche-vvedut-obyazatelnyy-profekzamen/.

Юбилей НОК – 10 лет. Итоги внедрения независимой оценки квалификации (интервью с А. Глушковым). – URL: https://clp-rf.ru/2024/01/31/yubilej-nok-10-let-itogi-vnedreniya-nezavisimoj-oczenki-kvalifikaczii/.

Mandal, S. Emerging National Qualification Framework in India: A Journey of Dilemmas / S. Mandal // Social Change. – 2018. – № 48. – P. 589-600. – https://doi.org/10.1177/0049085718801471 (

Ralston, S.J. Higher Education’s Microcredentialing Craze: a Postdigital-Deweyan Critique / S.J. Ralston // Postdigit Sci Educ. – 2021. – №3. – Р. 83–101. – https://doi.org/10.1007/s42438-020-00121-8 (In Eng.)

Allais, S.Labour market outcomes of national qualifications frameworks in six countries / S. Allais // Journal of Education and Work. – 2017. – № 30. – Р. 457-470. – http://dx.doi.org/10.1080/13639080.2016.1243232

Williams, E. The police education qualification framework: a professional agenda or building professionals? / E. Williams, J. Norman, M. Rowe // Police Practice and Research. – 2019. – № 20. – P. 1-14. – https://doi.org/10.1080/15614263.2019.1598070

Загрузки

Опубликован

27-12-2024

Как цитировать

[1]
М. Н. Кичерова, А. П. Симакова, и О. С. Зенкова, «Независимая оценка квалификаций: отечественный и зарубежный опыт», Caucasian Science Bridge, т. 7, вып. 3 (25), сс. 43–53, дек. 2024.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ