Осмысление опыта онлайн-обучения студентов медицинских специальностей (на примере Ростовского государственного медицинского университета)
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2024.1.8Ключевые слова:
онлайн-обучение, качество образования, медицинское образование, РостГМУ, высшее образование, рациональный выборАннотация
Введение. В статье исследуется возможность достижения качественного образования по медицинским специальностям на основе использования технологий онлайн-обучения. Значимость данной проблематики обусловливается двумя факторами: высокими темпами цифровизации высшей школы и некоторыми особенностями медицинского образования, которые, предположительно, не совместимы с содержательными характеристиками онлайн-обучения. Эта гипотеза нуждается в эмпирической верификации. Цель статьи состоит в том, чтобы оценить взаимосвязь между переходом на онлайн-обучение и вероятностным снижением качества образования студентов медицинских специальностей.
Методы. Основной метод сбора эмпирической информации – массовый опрос. Время его проведения – февраль–март 2023 г. Эмпирический объект – студенты Ростовского государственного медицинского университета, имеющие опыт онлайн-обучения в качестве студентов медицинского вуза во время социальной самоизоляции. Выборочная совокупность составила 1509 респондентов.
Результаты и их обсуждение. Модель онлайн-обучения отклонена как актуальная большинством опрошенных в РостГМУ студентов медицинских специальностей. По всем предложенным индикаторам оценки связь между качественным образованием и информационно-технологическими возможностями онлайн-обучения не установлена. Онлайн-обучение допустимо рассматривать исключительно как инструмент дополнительного образования относительно классического аудиторно-контактного обучения. В этих условиях насильственная онлайнизация высшего медицинского образования недопустима, так как приведет к снижению его качества. Следствием может стать непоправимый урон общественному здоровью и возможности для отдельных граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества. Современное медицинское образование должно оставаться умеренно консервативным. В этих условиях переход на онлайн-обучение был бы нерациональным выбором для руководства РостГМУ.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аласания, Е.П. Проблемы адаптации студентов к электронной образовательной среде / Е.П. Аласания, И.А. Малыхина // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 1. – С. 77–79. – EDN IQMUDM.
Бектуров, Т.М. Роль цифровых технологий в современном образовании / Т.М. Бектуров, М.А. Кожогелдиева // Эпоха науки. – 2024. – № 37. – С. 206–212. – EDN BDEDMT.
Везиров, Т.Г. Проектирование индивидуальной образовательной траектории будущих магистров в условиях онлайн-обучения / Т.Г. Везиров // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11, № 4–1. – С. 365–369. – https://doi.org/10.34670/AR.2021.23.50.040 . – EDN KLAACK.
Ковалев, В.В. Онлайн-образование в высшей школе России: фактор разрушения или источник развития? / В.В. Ковалев, В.В. Касьянов, А.К. Манучарян // Гуманитарий Юга России. – 2020а. – Т. 9, № 3. – С. 72–91. – https://doi.org/10.18522/2227-8656.2020.3.4 . – EDN ETLLRC.
Ковалев, В.В. Онлайн-образование студенческой молодежи в условиях пандемии: рефлексия опыта / В.В. Ковалев, О.В. Сорокин // Социальное пространство. – 2021. – Т. 7, № 3. – https://doi.org/10.15838/sa.2021.3.30.1. – EDN ZOYYPJ.
Ковалев, В.В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов, К.В. Воденко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2020б. – Т. 13, № 3. – С. 6–14. – https://doi.org/10.17213/2075-2067-2020-3-6-14 . – EDN GHTHNY.
Оухейш, Т.Х.М. Адаптация иностранных учащихся в условиях дистанционного образования / Т.Х.М. Оухейш // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2022. – № 3. – С. 144–150. – https://doi.org/10.24412/2071-6141-2022-3-144-150 . – EDN TYNFRD.
Coleman, J. Foundations of Social Theory / J. Coleman. – Cambridge: Harvard University Press, 1990. – 933 p.