Три миссии классического университета в пространстве цифровых технологий: проблемы и противоречия реализации

Авторы

  • Елена Юрьевна Колесникова Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.9

Ключевые слова:

современный университет, классическая модель университета, миссия университета, образовательное пространство, цифровизация, цифровая революция, трансформация, «гринфилд» в образовании, новый технологический уклад

Аннотация

Введение. Статья посвящена цифровой революции в образовании, ее социокультурной составляющей, проблеме возможности сохранения в условиях современных институциональных трансформаций под влиянием новой технологической волны фундаментальной основы организации образовательного процесса в университете – действенного социокультурного единства и целостности трех миссий классического университета – образования, исследования и воспитания.

Методы. В исследовании использованы методы контекстологического, сравнительно-исторического и компаративистского анализа, метод концептуального моделирования, системный и структурно-функциональный методы.

Результаты и их обсуждение. Цифровизация, как и другие исторически возникшие формы технологических революций, отражает объективную логику современной цивилизации, основанной на научно-техническом прогрессе и знаниях. Поэтому в научном дискурсе цифровая революция обсуждается, как правило, в формате поиска и оценки возникающих в процессах цифровизации не только новых возможностей, но и противоречий и рисков, тем более в такой тонкой экосистеме, какой является современный университет. В обширной литературе именно в такой концептуальной оптике и обсуждаются проблемы цифровизации образования. Этой же логике следуют и публичные экспертные обоснования и целеполагания государственной образовательной политики в России в области цифровизации образовательной сферы.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Юрьевна Колесникова, Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия

Кандидат социологических наук, доцент кафедры теоретической социологии и методологии региональных исследований Института социологии и регионоведения Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Андреев, А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета / А. Ю. Андреев // Новая и новейшая история. – 2003. – № 3. – С. 48–60. – EDN OOHBFN.

Барнетт, Р. Осмысление университета / Р. Барнетт // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2008. –

№ 6. – С. 46–57. – EDN JTMCXT.

Богданов, С.И. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике / С.И. Богданов,

В.В. Тимченко // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики: Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2019 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. – С. 10–25. – EDN KTSTIO.

Голышкова, И.Н. Анализ ключевых составляющих модели «Цифровой университет» / И.Н. Голышкова // E-Management. – 2020. – Т. 3, № 3. – С. 53–61. – DOI 10.26425/2658-3445-2020-3-3-53-61. – EDN KBUXSH.

Долженко, Р. Оценка эффективности обучения в корпоративном университете / Р. Долженко // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 6. – С. 106–119. – EDN UTYRZF.

Каррье, Г. Культурные модели университета / Г. Каррье // Alma mater. – 1996. – № 3. – С. 15–24.

Клейнер, Г.Б. Гуманистический менеджмент, социальный менеджмент, системный менеджмент – путь к менеджменту XXI века / Г.Б. Клейнер // Российский журнал менеджмента. – 2018. – Т. 16, № 2. –

С. 231–252. – DOI 10.21638/spbu18.2018.204. – EDN XTCGTB.

Ковалев, В.В. Качество высшего образования в России: когнитивные ресурсы онлайн-обучения /

В.В. Ковалев, А.В. Дятлов, А.В. Лацвеева // Наука. Культура. Общество. – 2022. Т. 28, № 2. – С. 57–69.

Ковалев, В.В. Онлайн-образование в высшей школе России: фактор разрушения или источник развития? / В. В. Ковалев, В. В. Касьянов, А. К. Манучарян // Гуманитарий Юга России. – 2020. – Т. 9, № 3. –

С. 72–91. – DOI 10.18522/2227-8656.2020.3.4. – EDN ETLLRC.

Ковалев, В.В. Оценка качества онлайн-образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах) / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов, К.В. Воденко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2020. – Т. 13. – № 3. – С. 6–14.

Колесникова, Е.Ю. Миссия и ответственность современного университета: к вопросу о поиске идейных оснований / Е. Ю. Колесникова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2013. – № 1. – С. 85–90. – EDN PXEKRZ.

Колесникова, Е.Ю. Цифровая революция в образовании: возможности и риски для классических университетов / Е. Ю. Колесникова // Научная мысль Кавказа. – 2022. – № 1. – С. 26–37. – DOI 10.18522/2072-0181-2022-109-26-37. – EDN WYZOUY.

Конанчук, Д. Эпоха «гринфилда» в образовании / Д. Конанчук, А. Волков // Ректор ВУЗа. – 2014. –

№ 3. – С. 66–75. – EDN SKIKXP.

Кузина, Г.П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет» / Г.П. Кузина // E-Management. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 89–96. – DOI 10.26425/2658-3445-2020-2-89-96. – EDN WFEEKV.

Петрова, Е.М. Когда в России появятся образовательные стартапы на миллиарды долларов // Российская газета. – 2021. – 6 декабря. – URL: https://rg.ru/2021/12/06/kogda-v-rossii-poiaviatsia-obrazovatelnye-startapy-na-milliardy-dollarov.html (дата обращения: 26.10.23).

Пономаренко, Е.В. Новые модели развития университетов в мире в условиях цифровой революции: теоретические и практические подходы / Е.В. Пономаренко // Государственная служба. – 2017. – Т. 19,

№ 6. – С. 57–63. – DOI 10.22394/2070-8378-2017-19-6-57-63. – EDN YPDQJN.

Ридингс, Б. Университет в руинах / Б. Ридингс. – Москва : Изд. дом Гос. ун-та – Высш. шк. экономики, 2010. – (Серия Теория и практика образования). – ISBN 978-5-7598-0716-2. – EDN QXXTPD.

Савкин, Д.А. Гринфилд в экосистеме высшего образования: кейс Байкальского института БРИКС / Д.А. Савкин, Е.А. Локтионова, Д.И. Хлебович // Вопросы образования. – 2020. – № 4. – С. 113–140. – DOI 10.17323/1814-9545-2020-4-113-140. – EDN YXECLD.

Экосистемы в пространстве новой экономики / под редакцией М.А. Боровской. – Ростов-на-Дону – Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. – 788 с. – ISBN 978-5-9275-3706-8. – EDN VCAFTP.

Нечаева, М.А. Как развивается российский EdTech в 2023 году: влияние кризиса и обзор главных трендов. – 2023. – 14 мая. – URL: https://vc.ru/education/693808-kak-razvivaetsya-rossiyskiy-edtech-v-2023-godu-vliyanie-krizisa-i-obzor-glavnyh-trendov (дата обращения: 15.10.2023).

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Как цитировать

[1]
. Е. Ю. Колесникова, «Три миссии классического университета в пространстве цифровых технологий: проблемы и противоречия реализации», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 4 (2023), сс. 94–102, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖИ