Специфика реализации идеи равенства возможностей как воплощения социального эгалитаризма в жизненных стратегиях российской молодежи
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.7Ключевые слова:
российская молодежь, социальный эгалитаризм, эгалитарные основания, жизненные стратегии, равенство возможностейАннотация
Введение. Современная российская молодежь часто идентифицирует себя как поколение жизненного успеха и завышенных социальных ожиданий. В этих условиях важной социальной задачей является формирование системы институтов, ориентированных на воспроизводство и развитие молодежи через реализацию стратегий позитивной направленности, среди которых несомненной значимостью обладают стратегии, определяемые идеей равенства возможностей. Таким образом, проявляется объективная необходимость осмысления эгалитарных оснований жизненных способностей молодежи, интегрирующих социальную статику и динамику. В этом случае содержательной стороной жизненных стратегий выступает равенство доступа к социальным ресурсам и социальная активность молодежи, связанные формированием жизненных стратегий. Данные обстоятельства обусловливают взаимосвязанность концептуального и практического аспектов исследуемой проблемы.
Методы. Методология исследования основана на структурно-функциональном подходе (Р. Мертон,
Т. Парсонс и др.), в котором анализ и объяснение эгалитаризма в жизненных стратегиях молодежи основываются на взаимосвязи стратификационного и статусно-ролевого фактора.
Результаты и их обсуждение. Идея равенства возможностей в жизненных стратегиях российской молодежи рассматривается как модель поведения, сформированная в результате взаимодействия объективных (социально-статусных) и субъектных (мотивационных) установок молодых людей, связанных с их представлением о своем месте в обществе, жизненными планами, самопроектированием и самоопределением в молодежной среде. Влияние эгалитаризма на жизненные стратегии молодежи выражается в различных вариантах трансформации жизненных планов. Часто молодые люди выбирают в качестве целей жизненных стратегий повышение личной значимости (высокий уровень потребления, успешная карьера, семейное благополучие). В этом случает способы реализации жизненных целей носят прикладной и инструментальный характер.
Скачивания
Библиографические ссылки
Некрасов, Е.Е. Стратегии равенства возможностей российской молодежи в контексте институциональной ресурсности / Е.E. Некрасов // Гуманитарий Юга России. – 2018. – №1. – С. 180–191.
Средние классы в России. Экономические и социальные стратегии / М.В. Михайлюк, Л.И. Ниворожкина, А.А. Овсянников [и др.]. – Москва: Гендальф, 2003. – 506 с. – EDN QQDABD.
Тихонова, Н.Е. Социальная структура России: теории и реальность/ Н.Е. Тихонова. – Москва: Новый хронограф, 2014. – 401 с. – ISBN 978-5-84881-216-8.
Чупров, В.И. Социология молодежи / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – Москва: Норма, 2011. – 336 с.
Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований) в 2015: статистический сборник. – Москва: Федеральная служба гос. статистики, 2016. – 143 с.
Молодежь о молодежи. Молодежь говорит о своих особенностях и о трудностях в жизни. // ФОМ. 2016. 30 августа.– URL: https://fom.ru/Obraz-zhizni/12832 (дата обращения: 30.07.2023).