Операционализация понятия «эффективность управления университетом»

Авторы

  • Инна Сергеевна Ракитина Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова; г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.4.3

Ключевые слова:

университет, эффективность управления, классический университет, цели университета, предпринимательский университет, академическое сообщество, ресурсы управления

Аннотация

Введение. В данной статье осуществляется операционализация понятия «эффективность управления университетом». Актуальность исследования имеет как теоретический, так и прикладной характер. Теоретический аспект исследования проявляется в отсутствии методологически обоснованного представления об эффективности управления университетом. Практический состоит в наличии устойчивых, но теоретически не обоснованных практик применения категории «эффективность» в управлении университетами. Следовательно, в социуме существует нереализованный запрос на решение поставленной проблемы. Цель исследования определена как разработка теоретической модели понятия «эффективное управление университетом».

Методы. Методологической основой исследования выступает теория государственного менеджеризма. Выбор этой методологии обосновывается тем, что современная модель управления высшим образованием России всецело выстроена именно на менеджеристских началах. В связи с этим категория операционализации может быть выполнена только в опоре на содержательные свойства менедже­ристской теории. Менеджеризм выступает объясняющим инструментом того, как функционирует механизм работы количественных показателей в управленческих практиках высшей школы. Кроме того, процесс анализа заявленного понятия – «эффективность управления университетом» – осуществляется с применением операционалистского подхода, разработанного П. Лазарсфельдом.

Результаты и их обсуждение. «Эффективное управление университетом» – это достижение целей образовательной организации, обеспеченное достаточным объемом и оптимальным расходом используемых ресурсов и имеющее подтверждение академического сообщества о том, что достигнутые результаты имеют значение для социума. Полученное определение выведено из последовательной операционализации следующих категорий: «эффективность управления», «университет», «типы университетов», «цели университетов», «ресурсы достижения целей», «субъектность академического сообщества».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Инна Сергеевна Ракитина, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова; г. Новочеркасск, Россия

Аспирант Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова; г. Новочеркасск, Россия

Библиографические ссылки

Головко, Н.В. Третья миссия университета и модель многопользовательского управления для регионального развития / Н.В. Головко, О.В. Зиневич, Е.А. Рузанкина // Сравнительная политика. – 2018. –

Т. 9, № 1. – С. 5–17. – EDN YRIDNY.

Гриб, В.В. Академические права и свободы – ключевой принцип взаимодействия государства и высших учебных заведений / В.В. Гриб // Российский судья. – 2021. – № 4. – С. 26–31. – DOI 10.18572/1812-3791-2021-4-26-31. – EDN HOZQRS.

Дятлов, А.В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов / А.В. Дятлов, В.В. Ковалев // Вестник Института социологии. – 2023. –

Т. 14, № 2. – С. 70–91. – DOI 10.19181/vis.2023.14.2.3. – EDN RGIKSM.

Захарова, О.А. Контексты интерпретации понятия «современный университет» / О.А. Захарова,

Л.С. Илюшин // На путях к новой школе. – 2015. – № 1. – С. 92–95. – EDN UHPBAB.

Ибраева, Э.А. Теоретические подходы к толкованию понятия «человеческие ресурсы» / Э.А. Ибраева // European Science. – 2022. – № 2. – С. 28–33. – DOI 10.24411/2410-2865-2022-10202. – EDN EEQFZO.

Казанцев, О.А. «Менеджеризация» общего образования: к постановке проблемы / О. А. Казанцев // Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 96–103. – DOI 10.18522/2658-5820.2023.1.9. – EDN RUILOI.

Карпенко, А.Ю. Трансформация миссии университета: прошлое и настоящее / А.Ю. Карпенко // Национальное здоровье. – 2018. – № 1. – С. 292–304. – EDN XOPSIX.

Ковалев, В.В. Идеология менеджеризма в российских социальных институтах: образование, наука, здравоохранение / В.В. Ковалев, А.В. Дятлов // Вестник университета. – 2023. – № 7. – С. 24–32. –

DOI 10.26425/1816-4277-2023-7-24-32. – EDN XGDYIY.

Кокодей, Т.А. Реструктуризация стратегии управления исследовательским процессом в российском вузе / Т.А. Кокодей, М.А. Михайлов // Caucasian Science Bridge. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 52–60. –

DOI 10.18522/2658-5820.2023.1.5. – EDN XHUJKI.

Колесникова, Е.Ю. Миссия и ответственность современного университета: к вопросу о поиске идейных оснований / Е.Ю. Колесникова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2013. – № 1. – С. 85–90. – EDN PXEKRZ.

Скворцов, А.А. Академическая честность против коммерческого успеха и критериев «эффективности» / А.А. Скворцов // Ведомости прикладной этики. –2016. – № 49. – С. 79–91.

Хадиуллина, Г.Н. Концепция предпринимательского университета: предпосылки возникновения и основные положения / Г.Н. Хадиуллина // Горизонты экономики. – 2022. – № 5. – С. 5–10. – EDN QFZQFX.

Юров, С.С. Частный университет как модель предпринимательского университета / С. С. Юров // Бизнес и дизайн ревю. – 2020. – № 3. – С. 15. – EDN NZULQT.

Lazarsfeld, P.F. Some remarks on the typological procedures in social science / P.F. Lazarsfeld. – Chicago: The University of Chicago Press, 1993. – 342 р.

Загрузки

Опубликован

28-12-2023

Как цитировать

[1]
И. С. Ракитина, «Операционализация понятия „эффективность управления университетом“», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 4 (2023), сс. 42–49, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ