Социокультурные основания скулшутинга
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.3.10Ключевые слова:
агрессия, образовательные учреждения, скулшутинг, крайние формы агрессии в образовательных учреждениях, профилактика скулшутинга, предпосылки скулшутинга, идеология скулшутинга, субкультура «Колумбайн»Аннотация
Введение. В современном обществе одной из острых проблем является интенсификация социальной агрессии в образовательных учреждениях. Наиболее деструктивная форма агрессии в образовательных учреждениях – скулшутинг. Анализ причин и оснований возникновения случаев скулшутинга свидетельствует о том, что реализации крайней агрессии в образовательных учреждениях предшествует восприятие субъектом деструктивной деятельности системы представлений о структуре скулшутинга как социального действия, а также принятие идеи допустимости массового насилия. Это определяет значимость исследования социальных механизмов формирования мировоззренческих предпосылок скулшутинга. Целью исследования является определение социокультурных оснований скулшутинга и механизмов их формирования в сознании учащихся.
Методы. Исследование включает в себя методы анализа и сравнения, а также социально-феноменологический и структурно-функциональный подходы.
Результаты исследования и их обсуждение. В основе «Колумбайн» (скулшутинга) лежит наличие в сознании учащегося представлений о массовом насилии в образовательном учреждении как форме или модели действия, а также ценностных установок и основанных на них оценочных суждений, обосновывающих допустимость и целесообразность насильственных действий. Ключевым основанием роста числа случаев скулшутинга является распространение идеологии массового насилия в образовательных учреждениях. Определяющим основанием школьной стрельбы является распространение информационных источников, побуждающих молодых людей к насильственной деятельности, а также формирование сообществ, на уровне которых культивируются ценности «Колумбайн». Это позволяет судить о наличии специфической деструктивной субкультуры «Колумбайн», борьба с которой может способствовать минимизации числа случаев крайней агрессии в образовательных учреждениях. Автор приходит к выводу, что в основе профилактики скулшутинга лежит борьба с распространением идеологических оснований массового насилия в образовательных учреждениях. При этом в текущих условиях приобретает дискуссионный характер вопрос о приоритетных методах борьбы с информационными предпосылками скулшутинга.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бекулова, И.З., Тухужева, Л.А. (2021). Буллинг в школе. Вопросы науки и образования, 3, 66–68.
Иванов, А.В. (2020). Виртуальная деструктивность и социальное пространство: к постановке проблемы (по материалам полевых исследований идеологии «Колумбайн»). Казанский педагогический журнал, 4, 274–278.
Карпов, В.О. (2018). Культ «Колумбайн»: основные детерминанты массовых убийств в школах. Вестник Казанского юридического института МВД России, 4, 442–446.
Карпова, А.Ю., Максимова, Н.Г. (2021). Скулшутинг в России: что имеет значение? Власть, 1, 93–108.
Квашис, В.Е., Ильницкий, А.С. (2021). Современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет. Научный портал МВД России, 2, 26–31.
Ковалева, Е.А. (2019). Педагогическое насилие, его причины и способы преодоления. Психология человека в образовании, 2, 146–157.
Кунтаева, Х.М., Мажетова, Т.С., Эльбиева, Л.Р. (2022). Управление конфликтами в образовательной организации. Индустриальная экономика, 3, 439–444.
Межевич, С.М. (2019). Буллинг по отношению к учителям как новый вид организационного конфликта. Наука и образование сегодня, 6–1, 115–117.
Мертон, Р.К. (1966). Социальная структура и аномия. В Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 299–313.
Михайлова, Е.В. (2021). Криминологическая характеристика вооруженных нападений в образовательных учреждениях Российской Федерации (Schoolshooting). Научный вестник Омской академии МВД России, 1, 20–25.
Петренко, Е.А., Митрухина, С.В. (2021). Социально-педагогический аспект профилактики скулшутинга. Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 4, 126–132.
Плотников, В.В., Самойлов, С.Ф. (2021). Дифференциация проявлений крайних форм агрессии в образовательной среде. Общество и право, 1, 149–153.
Пучнина, М.Ю., Пучнин, А.В. (2021). Анализ деятельности адептов радикального идейного движения «Колумбайн». Lex Russica, 12, 74–83.
Родионова, О.М., Глебов, В.В. (2007). Немотивированная агрессия в различных социальных группах – угроза социальной устойчивости и безопасности современной мегаполиса. Вестник РУДН. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности, 1, 42–48.
Хальзова, Н.А., Синякина, Д.Е. (2018). Законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей»: за и против. Тихоокеанский государственный университет, 9(2), 217–224.
Feldman, M.B. (2019). Social media effects on mass shootings. Technoethics, 10(1), 27–43.
Logan-Greene, P., Green, J.G., Johnson, R.M. (2019). School-associated violent deaths in the United States, 1994–2016. Pediatrics, 143(5), 148–162.
Parsons, T. (1954). Toward a general theory of action. Cambridge: Harvard University Press, 506.
Rivaux, S.L., James, D.V., Kalkwarf, K.L. (2018). Understanding the link between mass shooting and suicide. Am J Orthopsychiatry, 88(5), 524–532.
Schutz, A. (1962). The Problem of Social Reality. Dordrecht: M. Nijhoff, 361.