Социокультурные основания скулшутинга

Авторы

  • Алексей Владимирович Березнев Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.3.10

Ключевые слова:

агрессия, образовательные учреждения, скулшутинг, крайние формы агрессии в образовательных учреждениях, профилактика скулшутинга, предпосылки скулшутинга, идеология скулшутинга, субкультура «Колумбайн»

Аннотация

Введение. В современном обществе одной из острых проблем является интенсификация социальной агрессии в образовательных учреждениях. Наиболее деструктивная форма агрессии в образовательных учреждениях – скулшутинг. Анализ причин и оснований возникновения случаев скулшутинга свидетельствует о том, что реализации крайней агрессии в образовательных учреждениях предшествует восприятие субъектом деструктивной деятельности системы представлений о структуре скулшутинга как социального действия, а также принятие идеи допустимости массового насилия. Это определяет значимость исследования социальных механизмов формирования мировоззренческих предпосылок скулшутинга. Целью исследования является определение социокультурных оснований скулшутинга и механизмов их формирования в сознании учащихся.

Методы. Исследование включает в себя методы анализа и сравнения, а также социально-феноменологический и структурно-функциональный подходы.

Результаты исследования и их обсуждение. В основе «Колумбайн» (скулшутинга) лежит наличие в сознании учащегося представлений о массовом насилии в образовательном учреждении как форме или модели действия, а также ценностных установок и основанных на них оценочных суждений, обосновывающих допустимость и целесообразность насильственных действий. Ключевым основанием роста числа случаев скулшутинга является распространение идеологии массового насилия в образовательных учреждениях. Определяющим основанием школьной стрельбы является распространение информационных источников, побуждающих молодых людей к насильственной деятельности, а также формирование сообществ, на уровне которых культивируются ценности «Колумбайн». Это позволяет судить о наличии специфической деструктивной субкультуры «Колумбайн», борьба с которой может способствовать минимизации числа случаев крайней агрессии в образовательных учреждениях. Автор приходит к выводу, что в основе профилактики скулшутинга лежит борьба с распространением идеологических оснований массового насилия в образовательных учреждениях. При этом в текущих условиях приобретает дискуссионный характер вопрос о приоритетных методах борьбы с информационными предпосылками скулшутинга.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Алексей Владимирович Березнев, Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Россия

Старший преподаватель кафедры физической подготовки, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Россия

Библиографические ссылки

Бекулова, И.З., Тухужева, Л.А. (2021). Буллинг в школе. Вопросы науки и образования, 3, 66–68.

Иванов, А.В. (2020). Виртуальная деструктивность и социальное пространство: к постановке проблемы (по материалам полевых исследований идеологии «Колумбайн»). Казанский педагогический журнал, 4, 274–278.

Карпов, В.О. (2018). Культ «Колумбайн»: основные детерминанты массовых убийств в школах. Вестник Казанского юридического института МВД России, 4, 442–446.

Карпова, А.Ю., Максимова, Н.Г. (2021). Скулшутинг в России: что имеет значение? Власть, 1, 93–108.

Квашис, В.Е., Ильницкий, А.С. (2021). Современные формы проявления криминальной идеологии в сети Интернет. Научный портал МВД России, 2, 26–31.

Ковалева, Е.А. (2019). Педагогическое насилие, его причины и способы преодоления. Психология человека в образовании, 2, 146–157.

Кунтаева, Х.М., Мажетова, Т.С., Эльбиева, Л.Р. (2022). Управление конфликтами в образовательной организации. Индустриальная экономика, 3, 439–444.

Межевич, С.М. (2019). Буллинг по отношению к учителям как новый вид организационного конфликта. Наука и образование сегодня, 6–1, 115–117.

Мертон, Р.К. (1966). Социальная структура и аномия. В Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 299–313.

Михайлова, Е.В. (2021). Криминологическая характеристика вооруженных нападений в образовательных учреждениях Российской Федерации (Schoolshooting). Научный вестник Омской академии МВД России, 1, 20–25.

Петренко, Е.А., Митрухина, С.В. (2021). Социально-педагогический аспект профилактики скулшутинга. Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 4, 126–132.

Плотников, В.В., Самойлов, С.Ф. (2021). Дифференциация проявлений крайних форм агрессии в образовательной среде. Общество и право, 1, 149–153.

Пучнина, М.Ю., Пучнин, А.В. (2021). Анализ деятельности адептов радикального идейного движения «Колумбайн». Lex Russica, 12, 74–83.

Родионова, О.М., Глебов, В.В. (2007). Немотивированная агрессия в различных социальных группах – угроза социальной устойчивости и безопасности современной мегаполиса. Вестник РУДН. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности, 1, 42–48.

Хальзова, Н.А., Синякина, Д.Е. (2018). Законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей»: за и против. Тихоокеанский государственный университет, 9(2), 217–224.

Feldman, M.B. (2019). Social media effects on mass shootings. Technoethics, 10(1), 27–43.

Logan-Greene, P., Green, J.G., Johnson, R.M. (2019). School-associated violent deaths in the United States, 1994–2016. Pediatrics, 143(5), 148–162.

Parsons, T. (1954). Toward a general theory of action. Cambridge: Harvard University Press, 506.

Rivaux, S.L., James, D.V., Kalkwarf, K.L. (2018). Understanding the link between mass shooting and suicide. Am J Orthopsychiatry, 88(5), 524–532.

Schutz, A. (1962). The Problem of Social Reality. Dordrecht: M. Nijhoff, 361.

Загрузки

Опубликован

25-12-2023

Как цитировать

[1]
А. В. Березнев, «Социокультурные основания скулшутинга», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 3 (21), сс. 127–136, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ