Факторы, влияющие на появление и распространение фейк-ньюс, и методы снижения их влияния (по материалам исследования 2022–2023 гг.)
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.3.7Ключевые слова:
фейк-ньюс, массовая коммуникация, интернет-коммуникация, медиапотребление, медиа, медиаспециалистыАннотация
Введение. В данном исследовании предпринимается попытка описать социальные факторы, влияющие, по мнению медиаспециалистов, на появление и распространение фейк-ньюс.
Фейк-ньюс как социальное явление стали глобальным вызовом обществу не только потому, что недостоверная информация подрывает доверие к институтам СМИ и власти. В условиях современного информационного общества недостоверные сообщения являются следствием трансформации индустрии средств массовой коммуникации, когда благодаря технологиям информационный поток нарастает, а индивиды и социальные группы не готовы воспринимать его критически. Автором предпринята попытка анализа основных факторов и поиска способов снижения их негативного влияния на информационное потребление.
Методы. Было реализовано описательное социологическое исследование, в рамках которого проводились фокус-группы для медиаспециалистов г. Ростова-на-Дону. Круг вопросов качественного исследования был широким – от определения фейк-ньюс и признаков до отношения к мерам борьбы с фейк-ньюс со стороны государства.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа ответов медиаспециалистов было сформулировано профессиональное определение фейк-ньюс, признаки и выявлены факторы, влияющие на их появление и распространение. Кроме того, были предложены меры снижения влияния фейк-ньюс на интернет-пользователей, а также другие методы противодействия фейк-ньюс.
Скачивания
Библиографические ссылки
Архангельская, И.Б., Архангельская, А.С. (2020). Фейк-ньюс в доцифровую и цифровую эпохи. Знак: проблемное поле медиаобразования, 3, 95–104.
Лайнбарджер, П. (1962). Психологическая война. М.: Воениздат, 352.
Распопова, С.С. Богдан, Е.Н. (2017). Фейковые новости: природа происхождения. Вестник Челябинского государственного университета, 11, 48–53.
Bakir, V., McStay, A. (2017). Fake news and the economy of emotions. Digital Journalism, 6(2), 154–175. DOI: 10.1080/21670811.2017.13456.
Fallis, D., Mathiesen, K. (2019). Fake news is counterfeit news. Inquiry, 1–20. DOI: 10.1080/0020174x.2019.16881.
Ruths, D. (2019). The misinformation machine. Science, 363, 348–348. DOI: 10.1126/science.aaw1315.
Tandoc, E.C., Lim, Z.W., Ling, R. (2017). Defining “fake news.” Digital Journalism, 6(2), 137–153. DOI: 10.1080/21670811.2017.13601.
Zhou, X., Zafarani, R. (2020). A survey of fake news. ACM Computing Surveys, 53(5), 1–40. DOI: 10.1145/3395046.
The Global Risks Report 2023 (2023). Available at: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2023.pdf.