Новостное потребление в крупных и малых городах Казахстана

Авторы

  • Светлана Сергеевна Бодрунова Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
  • Ангелина Вячеславовна Шелипова Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.3.6

Ключевые слова:

медиапотребление, потребление новостей, городское медиапотребление, малый город, Казахстан, дневниковый метод, описательная статистика

Аннотация

Введение. На современном этапе новостное потребление во многих странах проходит период трансформации. Во-первых, для потребителя постепенно стираются различия между собственно новостями (в том числе общественно-политического характера) и информацией общего интереса, подготовленной не журналистами, а иными создателями онлайн-контента. Потребитель перестает различать профессиональный новостной контент и иную интересную информацию. Во-вторых, потребление новостей в целом снижается, несмотря на рост объема экранного времени (включая гаджеты). В-третьих, в условиях растущего предложения коммуникативного продукта спрос на него индивидуализируется. Это подстегивается самими пользователями через активный поиск информации, кастомизацией контента для различных социальных групп и индивидуализацией контентного «кокона» через рекомендательные системы социальных сетей, поисковых сайтов и новостных порталов. В-четвертых, индивидуальные паттерны потребления новостей зависят от индивидуальных и/или социально-групповых черт медиапотребителя. В нашем исследовании мы в качестве факторов, влияющих на потребление новостей, изучаем две такие черты, а именно – размер населенного пункта проживания (крупный/малый город) и пол респондента. Исследование проведено на примере двух городов Казахстана – Караганды и Абая. Мы также учли билингвальность новостного производства и потребления в стране.

Методы. В исследовании применялись как качественные, так и количественные методы. Так, для выявления картины медиапотребления был применен этнографический метод (ведение дневников с рандомизированной проверкой качества). Для анализа дневниковых данных использовались метрики описательной статистики, в том числе оценка стандартного отклонения и сравнение средних по методу Манна–Уитни (для малых групп), а также качественный анализ дневников респондентов. Выборка составила 24 респондента; в анализе данных использованы 23 дневника.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования дают возможность сделать некоторые важные выводы. Так, респонденты, которые, как показывали рандомизированные проверки, вели дневники тщательно, зафиксировали крайне низкое потребление информации, опознаваемой как новости (не более пяти в день, в среднем две – две с половиной новости в день). Женщины в обоих городах проявили более стабильный паттерн потребления новостей, тогда как мужского паттерна выявить не удалось; это может говорить о том, что новостное потребление связано не столько непосредственно с полом, сколько с различиями между мужским и женским образом жизни. Разница между мужскими/женскими объединенными группами стремится к достоверной и требует дальнейшего исследования на укрупненных группах. Качественное исследование, дополненное краткими интервью в рамках проверки заполнения дневников, позволило предположить, что причинами низкого внимания к новостной повестке дня являются занятость, отсутствие понимания значимости потребления новостей (в том числе деполитизация) и неумение опознавать новость. Структура медиапотребления с точки зрения уровня географического охвата представляется «сдвинутой на одну ступень»: в Абае (Карагандинская область) потребляют новости с карагандинских порталов, а в Караганде – новости из медиа национального охвата. Также можно заметить небольшие платформенные различия между мужским и женским пулом источников, так как в женских дневниках чаще упоминается платформа Instagram[1]. Результаты показывают, что новостное потребление в целом не является одним из приоритетов при потреблении экранного времени, а различия между потреблением в крупных и малых городах невелики, но действительно могут лежать в плоскости географического охвата новостей и образа жизни потребителей. Также требует изучения билингвальное медиапотребление в странах постсоветского пространства с существенным присутствием русского языка на медиарынке, в том числе в Казахстане.

 

[1] Принадлежит компании Meta, чья деятельность запрещена в РФ.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Светлана Сергеевна Бодрунова, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Доктор политических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций, руководитель проекта «Центр международных медиаисследований», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Ангелина Вячеславовна Шелипова, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Студент Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Амзин, А. (2011). Новостная интернет-журналистика. М.: Аспект Пресс, 144.

Барлыбаева, С.Х. (2012). Новые медиа: тенденции развития. Вестник КазНУ. Сер. Журналистика, 2,

–40.

Болысбаева, К.Ж. (2012). Актуальные проблемы развития новых медиа в Казахстане. В Журналистика постсоветских республик: 20 лет спустя. Белгород: БелГУ, 195–201.

Давыдов, С.Г., Логунова, О.С. (2015). Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты. Социология: методология, методы, математическое моделирование, 41, 120–141.

Жаркынбекова, Ш.К. (2017). Языковые процессы в казахстанском интернет-пространстве как отражение реализации новой языковой политики РК. В Русский язык в интернете: личность, общество, коммуникация, культура. Сборник статей I Международной науч.-практ. конф. М.: РУДН, 25–38.

Зачарованное место: медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей (2021). Качкаева А.Г., Новикова А.А. (ред.). М.: ИД ВШЭ, 168.

Зубаревич, Н.В. (2012). Современная Россия: география с арифметикой. Отечественные записки, 1, 55–64.

Ибраева, Г.Ж. (2021). Цифровизация как тренд современной журналистики Казахстана. В Журналістыка – 2021: Журналістыка ва ўмовах лічбавізацыі медыяпрасторы. Минск: БГУ, 49–53.

Кирия, И.В., Новикова, А.А. (2013). Депрессивное медиапотребление (исследование телевизионных предпочтений сельских жителей). Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 5, 53–63.

Колобова, Е.Ю. (2020). Трансформация медиапотребления в условиях цифровой реальности. Петербургский экономический журнал, 4, 25–39.

Комарова, А.А. (2018). Основные тенденции медиапотребления в России в условиях динамически меняющейся реальности. Вестник университета, 5, 162–166.

Корконосенко, С.Г. (2012а). Журналистика сетевых СМИ: смена исследовательских парадигм или продолжение традиций? Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Филология, история, востоковедение, 2, 234–239.

Корконосенко, С.Г. (2012б). Современный медиаполис: феномен и подходы к изучению. В Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций. М.: Рос. ин-т культурологии, 70–81.

Круглова Л.А. (2019). Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением. Медиаскоп, 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2542.

Кульчицкая Д.Ю., Филаткина Г.С. (2021). Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской «цифровой молодежи». Медиаскоп, 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2680.

Курманова, Д.Б. (2021) Роль блогосферы в формировании медиареальности Закавказья (на примере Армении и Грузии) (кандидатская диссертация). М., 193.

Новгородцева, А.Н., Сивкова, Н.И. (2021). Медиапотребление новостей жителями малых городов России. Koinon, 2(3), 158–168.

Петрова, Е.В. (2017). Медиапрактики сельской России: отчуждаемое пространство и реверсивное время. Культура и искусство, 1, 50–56.

Петрова, Е.В., Шалонская, Е.В. (2019). Как сельские жители используют медиа? Коммуникации. Медиа. Дизайн, 4(3), 103–118.

Реутов, Е.В., Тришина, Т.В. (2020). Источники новостной информации и динамика информационных предпочтений россиян. В Ломоносовские чтения – 2020. Севастополь, 94–96.

Смеюха, В.В. (2017). Современное медиапотребление в мегаполисе. Социально-гуманитарные знания, 8, 152–163.

Черевко, Т.С., Дунас, Д.В., Толоконникова, А.В. (2018). Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов. Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 1, 3–25.

Barnidge, M., Peacock, C. (2019). A third wave of selective exposure research? The challenges posed by hyperpartisan news on social media. Media and communication, 7(3), 4–7.

Bodrunova, S.S., Blekanov, I., Smoliarova, A., & Litvinenko, A. (2019). Beyond left and right: real-world political polarization in Twitter discussions on inter-ethnic conflicts. Media and Communication, 7(3), 119–132.

Bruns, A. (2007). Produsage. In Proceedings of the 6th ACM SIGCHI Conference on Creativity & Cognition. Washington, DC, 99–106.

Deuze, M. (2012). Media life. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity Press, 305.

Hepp, A., Breiter, A., Hasebrink, U. (2018). Communicative figurations: Transforming communications in times of deep mediatization. Palgrave Macmillan, 532.

Jackson, J. (2019). You are what you read: Why changing your media diet can change the world. Unbound Publishing, 144.

Junisbai, B., Junisbai, A., Fry, N.Y. (2015). Mass media consumption in post-Soviet Kyrgyzstan and Kazakhstan: The view from below. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 23(3), 233–256.

Kim, E., Shepherd, M.E., Clinton, J.D. (2020). The effect of big-city news on rural America during the COVID-19 pandemic. Proceedings of the National Academy of Sciences, 117(36), 22009–22014.

Kirkizh, N., Koltsova, O. (2021). Online news and protest participation in a political context: Evidence from self-reported cross-sectional data. Social Media + Society, 7(1), 2056305120984456.

McLuhan, M. (1994). Understanding media: The extensions of man. MIT Press, 389.

Min, S. J. (2010). From the digital divide to the democratic divide: Internet skills, political interest, and the second-level digital divide in political internet use. Journal of Information Technology & Politics, 7(1), 22–35.

Mittelstadt, B. (2016). Automation, algorithms, and politics| auditing for transparency in content personalization systems. International Journal of Communication, 10, 4991–5002.

Mosca, L., Quaranta, M. (2016). News diets, social media use and non-institutional participation in three communication ecologies: Comparing Germany, Italy and the UK. Information, Communication & Society, 19(3), 325–345.

Nel, F., Westlund, O. (2012). The 4C’S of mobile news: Channels, conversation, content and commerce. Journalism Practice, 6(5–6), 744–753.

Nikolayenko, O. (2015). Youth media consumption and perceptions of electoral integrity in Kazakhstan and Kyrgyzstan. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization, 23(3), 257–276.

Nurumov, B.A., Brown, M., Ibrayeva, G.Zh., Myssayeva, K.N. (2021). Online audiences of Central Asia and Kazakhstan: Choice and preferences in the era of multimedia news content. Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика, 3, 54–73.

Peters, C. (2012). Journalism to go: The changing spaces of news consumption. Journalism studies, 13(5–6), 695–705.

Skovsgaard, M., Andersen, K. (2020). Conceptualizing news avoidance: Towards a shared understanding of different causes and potential solutions. Journalism studies, 21(4), 459–476.

Spyridou, L.P., Matsiola, M., Veglis, А. et al. (2013). Journalism in a state of flux: Journalists as agents of technology innovation and emerging news practices. International communication gazette, 75(1), 76–98.

Toffler, A. (1980). The third wave. N.Y.: Morrow, 544.

Usher, N. (2021). News for the rich, white, and blue: How place and power distort American journalism. Columbia University Press, 376.

Van Dijck, J., Poell, T., De Waal, M. (2018). The platform society: Public values in a connective world. Oxford University Press, 240.

Vilella, S., Paolotti, D., Ruffo, G., Ferres, L. (2020). News and the city: understanding online press consumption patterns through mobile data. EPJ Data Science, 9(1), 10. DOI: 10.1140/epjds/s13688-020-00228-9.

Watson-Manheim, M.B., Bélanger, F. (2007). Communication media repertoires: Dealing with the multiplicity of media choices. MIS quarterly, 267–293.

Wei, R., Lo, V.H. (2021). News in their pockets: A cross-city comparative study of mobile news consumption in Asia. Oxford University Press, 240.

Woodstock, L. (2014). The news-democracy narrative and the unexpected benefits of limited news consumption: The case of news resisters. Journalism, 15(7), 834–849.

Yuan, E. (2011). News consumption across multiple media platforms: A repertoire approach. Information, Communication & Society, 14(7), 998–1016.

Гончаров, С., Караева, О. (2020). Отчет о потреблении новостной информации среди молодых жителей крупных городов (Дневниковое исследование). Режим доступа: https://levada.ru/2020/04/15/otchet-opotreblenii-novostnoj-informatsii-sredi-molodyh-zhitelej-krupnyh-gorodovdnevnikovoe-issledovanie/.

Internews (2021). Социологическое исследование по медиапотреблению и медиаинформационной грамотности в странах Центральной Азии. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1eisEUbjkPUHn8yljq_9RqtSGKuie6ANs/view

Miller, C., Rainie, L., Purcell, K. et al. (2012). How people get local news and information in different communities. Available at: https://www.pewresearch.org/internet/2012/09/26/how-people-get-local-news-and-information-in-different-communities/.

Загрузки

Опубликован

25-12-2023

Как цитировать

[1]
С. С. Бодрунова и А. В. Шелипова, «Новостное потребление в крупных и малых городах Казахстана», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 3 (21), сс. 71–91, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ