Триггеры тревожности в новостных публикациях: методология и подходы к изучению

Авторы

  • Камилла Ренатовна Нигматуллина Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
  • Елизавета Витальевна Чернова Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.3.2

Ключевые слова:

неопределенность, тревога, тревожность, медиадискурс, коммуникация, новостные триггеры

Аннотация

Аннотация

Введение. Характеристика «тревожный» в отношении массовой аудитории СМИ и цифровых медиа стала достаточно распространенной начиная с пандемии COVID-19 и по настоящее время. Общую характеристику положения дел, которую фиксируют профессиональные авторы СМИ и непрофессиональные авторы социальных медиа, а также медиаисследователи, обозначают словами «неопределенность» и «текучесть». Категория «тревога» изначально не входила в исследовательский тезаурус работ, посвященных медиакоммуникациям, однако за последние три года необходимость концептуализации данного термина стала очевидной.

Методы. Операционализация понятия заключается в выделении основных уровней исследований тревожности в пространстве медиакоммуникаций:

– «тревожность» как системная характеристика аудитории;

– «тревожность» как информационные триггеры в контенте медиа;

– «тревожность» как эмоциональная реакция на контент медиа;

– «тревожность» как часть дискурса или нарратива как авторов, так и потребителей медиа в цифровом пространстве;

– «тревожность» как характеристика социальных настроений и общественного отношения к транслируемой повестке в медиа.

Выделенные объекты предполагают специфические категории анализа:

– медиаповедение и медиапотребление;

– единицы контента, описанные с точки зрения провоцирования тревожных настроений или общего беспокойства (а также частотный словарь);

– реакция аудитории, выраженная в визуальных знаках, комментариях;

– дискурс/нарратив в целом, описанные в идеологических концептах, языковых маркерах (плюс словарь);

– общественное настроение во взаимосвязи с медийной повесткой в определенный период времени.

Таким образом, объектами исследования могут становиться:

– аудитории / социальные группы;

– контент медиа;

– комментарии в медиа и иные формы обратной связи;

– повестка, информационные поводы;

– дискурс (контекстуальные данные плюс языковая картина);

– нарратив (идеологические концепты плюс языковая картина).

Результаты исследования и их обсуждение. Тематически тревожность аудитории можно распределить на три взаимосвязанных источника: тревога за неизвестность, ощущение бесконтрольности и агрессия на проявление власти. Именно из этих трех наиболее острых триггеров исходит любая форма тревожного комментирования изученных публикаций. В результате прочтения 2029 комментариев, размещенных под публикациями выбранных сайтов, были выделены три тематические подгруппы тревожных комментариев: избегание, рационализация, агрессия.

В кластер «Избегание» вошли следующие поведенческие механизмы: проекция, вытеснение, репрессия, диссоциация, сублимация, юмор, отрицание, аннулирование. Общими признаками кластера в комментариях стали: игнорирование прямой интенции текстов, субъективные интерпретации смыслов, смещение фокуса обсуждения важных инфоповодов на высмеивание проблем, иронию и вопросы не по теме новости. В кластер «Рационализация» вошли такие поведенческие механизмы, как рационализация, принадлежность, предвосхищение, интеллектуализация, самонаблюдение. Общими признаками кластера в комментариях стали: риторические вопросы, экзистенциальные вопросы, вопросы с интенцией «а что будет со мной», неаргументированное прогнозирование, ссылки на заговоры и фейки, рассуждения, поиск правды. Такое поведение подразумевает поиск желанной, менее тревожной реальности. В кластер «Агрессия» вошли такие поведенческие механизмы, как пассивная агрессия, девальвация, самоутверждение, ощущение всемогущества. Общими признаками кластера в комментариях стали: агрессия, пассивная агрессия в шутках, оскорбления и негативные пожелания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Камилла Ренатовна Нигматуллина, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Доктор политических наук, профессор кафедры цифровых медиакоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Елизавета Витальевна Чернова, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Бакалавр Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Александровский, Ю.А. (2004). Развитие состояний паники. В Психология состояний. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 445–447.

Архипова, А.С., Радченко, Д.А., Козлова, И.В. и др. (2020). Пути российской инфодемии: от WhatsApp до Следственного Комитета. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 231–265.

Баринов, Д.Н. (2021). Медиавирус страха: особенности репрезентации российскими СМИ пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) в период первой волны (январь–июнь 2020 года). Социодинамика, 2, 73–86. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.2.35066.

Батанина, И.А., Бродовская, Е.В., Лукушин, В.А., Давыдова, М.А. (2022). Информационные потоки противников вакцинации: особенности масштаба, репертуара и структуры движения «антиваксеров» в российском сегменте социальных медиа. Известия ТулГУ. Науки о Земле, 3, 24–39.

Дейнека, О.С., Максименко, А.А. (2020). Оценка психологического состояния общества в условиях инфодемии посредством анализа социальных сетей: обзор зарубежных публикаций. Общество. Среда. Развитие. 2, 28–39.

Егорова, Д.Д. (2020). Политический контент как потенциальный источник психологической травмы. Экономика и социум, 6, 600–604.

Маховская, О.И. (2022). Потенциал медиа в формировании солидарности во время пандемии COVID-19: обзор западной социально-психологической литературы. Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты, 2, 7–23.

Пакшина, И.А. (2021). Дискурс тревожности в социальных медиа региона. Мир науки. Социология, филология, культурология, 12(4). DOI: 10.15862/26SCSK421.

Полюшкевич, О.А., Иванов, Р.В., Журавлева, И.А., Завьялов, А.В. (2021). Влияние теракта 17 октября 2018 г. в Керчи на ментальную экологию российского общества по данным массового опроса населения Иркутской области и контент-анализа Интернет-ресурсов и СМИ. Экология человека, 8, 42–49. DOI 10.33396/1728-0869-2021-8-42-49.

Салчак, С.К., Монгуш, Ч.Н. (2020). Влияние публикаций в социальных сетях на формирование доминирующих эмоций у общественности в условиях пандемии. Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки, 2, 6–11.

Храброва, Е.С. (2020). Конструирование дискурса алармизма в медиапространстве Великобритании (на материале освещения пандемии COVID-19). Актуальные вопросы современной филологии и журналистики, 2, 152–161.

Чухрова, М.Г., Сиволапов, А.Ф., Сафин, Д.И. (2011). Агрессивность и враждебность как проявление защитных механизмов психики. Мир науки, культуры, образования, 6, 295–297.

Шепель, С.П. (2021). Определение показателей тревожности студентов в период введения дистанционного обучения 2020–2021 гг. В Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. М.: РЭУ им. Г.В.Плеханова, 1193–1197.

Kashdan, T.B., Collins, R.L. (2010). Social anxiety and the experience of positive emotion and anger in everyday life: an ecological momentary assessment approach. Anxiety Stress Coping, 23(3), 259–272.

Загрузки

Опубликован

25-12-2023

Как цитировать

[1]
К. Р. Нигматуллина и Е. В. Чернова, «Триггеры тревожности в новостных публикациях: методология и подходы к изучению», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 3 (21), сс. 23–35, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ