Теоретико-методологические основы исследования социальной тревожности

Авторы

  • Яна Викторовна Артамонова Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
  • Екатерина Николаевна Ульянова

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.3.1

Ключевые слова:

риск, неопределенность, страх, тревога, тревожность, социальная тревожность, лингвистика, дискурс, медиадискурс, коммуникация, язык

Аннотация

Введение. Существующие в настоящее время риски инициируют изучение не только содержательной их стороны, но и реакции населения на имеющуюся рискогенную среду. Авторы работы отмечают, что одной из реакций может быть тревожность, которая в последнее время стала актуальным предметом для исследования в психологии, социологии, лингвистике, журналистике. В связи с этим авторы обращаются к рассмотрению теоретико-методологических основ исследования социальной тревожности.

Методы. Основополагающим методом научного исследования является метод анализа документальных источников, в частности неформализованные (традиционные, качественные) его группы, направленные на анализ содержания источников и интерпретацию их смысла на основе общих логических правил, учитывая критерии, обусловленные задачами данного исследования. Поскольку понятие тревожности изучается различными научными школами социогуманитарного знания, в статье анализируются научные публикации (статьи в журналах, материалы конференций, монографии, эмпирические данные проводимых исследований) социологов, психологов, лингвистов, специалистов по коммуникативистике и теории журналистики. Авторы прибегают к рассмотрению тревожности как психологического феномена, рассматривают общесоциологический подход к изучению социальных страхов, указывают на изучение социологами категории страха с позиции социологии катастроф и рискологической теории. Также авторами работы выявлено, что тревожность в качестве научного объекта исследуется в лингвистических науках и рассматривается с точки зрения теории коммуникации.

Результаты исследования и их обсуждение. Тревожность выступает в качестве традиционного предмета исследования отечественной психологии с позиции социального явления, переживаний стрессовой ситуации или межличностных отношений. Если психологи рассматривают тревожность как индивидуальное свойство личности, то социологи концентрируются на массовости состояния. Авторы статьи указывают, что социологические направления в изучении страха, который был вызван сильнейшими социальными потрясениями для общества, в начале 1990-х гг. оперировали эмпирическими методиками, а затем отечественные исследователи приступили к оформлению теоретической базы: общесоциологический подход, социология катастроф, рискологическая теория. Тревожность выступает объектом изучения смежных лингвистических наук – психолингвистики (лингвопсихологии), социолингвистики, лингвокультурологии, эмотиологии. Соответственно, учеными определяются устоявшиеся виды тревожности: иноязыковая, языковая, речевая. Авторы считают целесообразным рассмотрение эмоционального концепта «тревожность» в контексте эмотиологии (лингвистики эмоций), что обусловливается многоаспектностью данной науки. Вербализация тревожности и ее манифестация в различных дискурсах входят в предметное поле исследования коммуникативистики. Изучая социальные ситуации межличностного взаимодействия, исследователи выработали защитные стратегии снижения тревожных состояний. К тому же прослеживается взаимосвязь между психоэмоциональным состоянием человека и продуктами его речевой деятельности. По результатам исследования можно сформировать дефиницию понятия тревожной личности как таковой, которая обладает нарушениями способностей конструирования связанных дискурсов и вербализации сознания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Яна Викторовна Артамонова, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Кандидат социологических наук, доцент, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

Библиографические ссылки

Абрамова, И.Е. (2016). Тревожность как негативный фактор при изучении иностранного языка студентами-нелингвистами. Вестник Костромского государственного университета, 22, 168–171.

Абушаева, М.Э., Языков, К.Г. (2015). Лингвопсихологическое пространство конструкта «тревожность». Международный научно-исследовательский журнал, 4(35), 59–62.

Алпеева, Л.С. (2014). Лингвистическая тревога на второй стадии аккультурации при обучении иностранцев. Евразийский Союз Ученых ЕСУ. Педагогические науки. 7–6, 7–9.

Альгин, А.П. (1989). Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 187.

Андрюшкина, Ю.С. (2022). Влияние иноязыковой тревожности на лексическую компетенцию индивида в условиях учебного билингвизма (автореферат кандидатской диссертации). Брянск, 22.

Андрюшкина, Ю.С. (2020). Экспериментальное исследование влияния личностной и иноязыковой тревожности в условиях учебного билингвизма. Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, 49, 9–23.

Антропова, В.В. (2021). Концепт «Страх» в дискурсе официальной прессы региона с повышенными социо- и техногенными рисками: стратегии конструирования. В Пользовательский контент в современной коммуникации. Челябинск: ЧГУ, 14–19.

Атаманова, И.В., Федоровский, Е.А. (2022). Выраженность языковой тревожности у студентов лингвистических направлений подготовки. Российский гуманитарный журнал, 11(1), 67–78.

Баринов, Д.Н. (2010). Социальные тревоги: понятие, природа, роль в жизни общества. М.: Алекс, 204.

Бачурская, В.В. (2017). Сравнительный анализ структуры концепта «тревожность» (на материале российской и французской прессы). В Инновационные технологии в образовании и науке. Чебоксары: Интерактив плюс, 323–325.

Беляева, О.А. (2022). Речевая тревожность как психолого-педагогическая проблема современных обучающихся. Системная психология и социология, 2(42), 5–13. DOI: 10.25688/2223– 6872.2022.42.2.01.

Буркова, В.Н., Каспарова, Е.Н., Бутовская, М.Л. (2021). Тревожность и агрессия в условиях COVID-19: половые и культурные различия (на примере Минска и Москвы). Психиатрия, психотерапия и клиническая психология, 12(4), 580–596. DOI 10.34883/PI.2021.12.4.001.

Быховец, Ю.В., Падун, М.А. (2019). Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса. Клиническая и специальная психология, 8(1), 78–89.

Виндекер, O.C., Васильева, Д.С. (2008). Исследование взаимосвязи речевой тревожности с другим личностными особенностями. Психологический вестник Уральского государственного университета, 6, 378–379.

Галанина, В.В. (2020). Концептуализация страха: проблема лингвистического анализа эмоций (на материале диалектной речи). В Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. Томск: ТГУ, 77–80.

Голов, А.А. (1995). Постоянные страхи россиян. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2, 30–31.

Гудков, Л.Д. (1999). Страх как рамка понимания происходящего. Мониторинг общественного мнения, 6, 46–53.

Давыдов, С.Г. (2020). Двенадцать статей о девятнадцатом ковиде: первая волна исследований медиа и коммуникаций в условиях пандемии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6, 224–230. DOI:10.14515/monitoring.2020.6.1845.

Еремеева, А.А. (2006). Языковая репрезентация психоэмоционального состояния тревожности (кандидатская диссертация). Краснодар, 148.

Зубков, В.И. (2001). Проблемное поле социологической теории риска. СОЦИС, 6, 123–127.

Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2018). Рискогенность социокультурной среды обитания как фактор формирования социальных настроений. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 43, 148–160.

Зубок, Ю.А., Чупров, В.И., Шаповалова, И.С. и др. (2016). Риски трансформирующейся среды обитания: проблема исследования и управления. Белгород: Эпицентр, 208.

Катастрофическое сознание в современном мире в конце ХХ века (1999). Шляпентох В., Шубкин В., Ядов В. (ред.). М.: МОНФ, 346.

Каяво, В.А. (2021). Языковая тревожность как проблема в обучении иностранному языку и факторы ее возникновения: анализ теоретических и эмпирических исследований. Педагогическое образование в России, 4, 41–50.

Левада, Ю.А. (2000). Проблема эмоционального баланса общества. Мониторинг общественного мнения, 2, 7–16.

Маркелова, В.М. (2008). Выявление специфики концепта «Тревога» в языковом сознании современной молодежи: сопоставительный аспект. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2, 46–49.

Меркин, А.Г., Акинфиева, С.C., Мартюшев-Поклад, А.В. и др. (2021). Тревожность: феноменология, эпидемиология и факторы риска на фоне пандемии, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2 (COVID-19). Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 13(1), 107–112. DOI: 10.14412/2074-2711-2021-1-107-112.

Мигунова, А.В. (2007). Категория социального страха: общесоциологические теоретические представления и практики измерения. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 1, 60–65.

Минюрова, С.А. (2008). Психологические характеристики речевой тревожности иностранных студентов. Психологические аспекты изучения речевой деятельности, 6, 63–71.

Мозговая, А.В. (2021). Адаптация к средовым изменениям: риски социальных и технологических нововдений. Социологический журнал, 27(3), 60–77. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8424.

Мозговая, А.В. (2020). Стратегии адаптации к различным типам рисков. Социологическая наука и социальная практика, 8(3), 32–46. DOI 10.19181/snsp.2020.8.3.7485.

Мэй, Р. (2001). Смысл тревоги. М.: Класс, 384.

Немов, Р.С. (2009). Психология. Психодиагностика. М.: ВЛАДОС, 287.

Нестик, Т.А., Журавлев, А.Л. (2018). Психология глобальных рисков. М.: Ин-т психологии РАН, 402.

Нургалиева, К.С., Семенова, Л.А., Айзман, Р.И. (2022). Методы преодоления языковых барьеров и тревожности при изучении иностранного языка: достоинства и недостатки. Вестник Инновационного Евразийского университета, 2, 38–46.

Панова, Е.Ю. (2021). Этикетно-ритуальная стратегия репрезентации страхов в региональных медиатекстах. В Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения. СПб.: Медиапапир, 155–157.

Пельдякова, М.А. (2022). Психолингвистический аспект в современных исследованиях билингвизма. Евразийский научный журнал, 3, 48–52.

Прихожан, А.М. (2000). Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: АСТ, 762.

Санакоева, З.Г. (2022). Обзор понятия «языковая тревожность»: определение, классификация, влияние, оказываемое на изучающих иностранный язык. Мир науки, культуры, образования, 1, 108–110.

Сидоренко, А.С. (2013). Основные направления в исследовании сущности и объема категории эмотивности. Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. А. Гуманитарные науки. Языкознание, 10, 91–97.

Славина, Л.С. (1966). Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 150.

Смахтин, Е.С. (2021). Вербализация эмоций «страх» и «тревога» в современной англоязычной финансово-экономической публицистике. Политическая лингвистика, 3, 184–195.

Стрижиус, Е.И. (2013). Динамика тревожности в старшем школьном возрасте (автореферат кандидатской дисертации). М., 31.

Суворова, В.В. (1975). Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 208.

Федоров, В.В. (2021). Нарративная реализация страхов в дискурсе региональных медиа. В Пользовательский контент в современной коммуникации. Челябинск: ЧГУ, 83–86.

Фомина, Н.А., Арутунян, Т.А. (2011). Особенности общительности и тревожности подростков. Вестник РУДН. Психология и педагогика, 3, 61–67.

Хорни, К. (2004). Невротическая личность нашего времени. М.: Айрис-пресс, 2004, 464.

Щербатых, Ю.В., Ноздрачев, А.Д. (2000). Физиология и психология страха. Природа, 5, 62.

Яйич Новоградец, М., Чагаль, И. (2021). Иноязычная тревожность в овладении русским языком как иностранным. Вопросы психолингвистики, 2, 179–198.

Ярмак, О.В., Страшко, Е.В., Шкайдерова, Т.В. (2020). Реакция на пандемию Covid-19 интернетаудиторий Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (по материалам медиа-аналитического исследования). Вестник Института социологии, 11(3), 121–142. DOI: 10.19181/vis.2020.11.3.666.

Загрузки

Опубликован

25-12-2023

Как цитировать

[1]
Я. В. Артамонова и Е. Н. Ульянова, «Теоретико-методологические основы исследования социальной тревожности», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 3 (21), сс. 10–22, дек. 2023.

Выпуск

Раздел

МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)