Риски и социокультурные угрозы эпохи цифровизации
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.2.12Ключевые слова:
цифровизация, риски цифровизации, молодежь, инновации, технологииАннотация
Введение. Сегодня нашу жизнь уже невозможно представить без различных технологических средств и полного погружения в условия глобальной цифровизации, когда технологии стали неразрывно связаны с нашей повседневной жизнью и всеми сферами общества посредством гаджетов, персональных компьютеров, социальных сетей и интернета. Именно в этих условиях интересно было бы рассмотреть новые возможности, открытые достижениями научно-технического прогресса, их место и сферу применения в разных отраслях, а также углубиться в изучение тех проблемных полей, которые возникли и уже сейчас трансформировались в ощутимые опасности в процессе их использования. В рамках данной работы описана актуальность этой темы как для всего российского общества, так и для рассматриваемой группы в частности. Автором представлено описание современных процессов, продвигающих темпы цифровизации в мире и российской действительности, а также описана классификация отобранных опасностей этого явления, которые в ходе работы были распределены по группам: отдельно риски и социокультурные угрозы. В рамках статьи также описаны основные результаты пилотажного исследования, посвященного изучению оценок рассматриваемого явления группой студенческой молодежи. Ведь именно современные молодые люди могут в полной мере знать характеристики, возможности и недостатки повсеместного распространения инноваций, являясь наиболее активными пользователями цифровых технологий и потребляя наибольшую долю цифровых ресурсов современного мира.
Методы. Эмпирическую базу работы составляют результаты пилотажного исследования, проведенного среди студенческой молодежи Южного федерального университета, а также анализ социологических исследований отечественных авторов.
Результаты и их обсуждения. В ходе повседневной жизни молодые люди неизбежно сталкиваются с определенными рисками цифровизации. Автором выявлено, что студенты имеют достаточное представление об обсуждаемых угрозах данного процесса и его влиянии на их жизнь. Но при этом наибольшую роль и опасность, по мнению опрошенных респондентов, несут те риски, с которыми они непосредственно сталкивались, а именно информационный стресс или мошенничество, кибератаки в интернете. В то же время масштабные социокультурные угрозы, влияющие на общество в целом, не являются для них столь пугающими.
Скачивания
Библиографические ссылки
Воскресенская, Н.Г. (2022). Цифровизация глазами студенческой молодежи: перспективы, риски, препятствия. Вестник ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки, 16(1), 149–153. DOI: 10.18255/1996-5648-2022-1-148-153.
Кисляков, П.А., Меерсон, А.-Л.С., Силаева, О.А., Дмитриева, Е.Е. (2020). Восприятие молодежью социокультурных угроз цифровой трансформации общества. Вестник Мининского университета, 8(4), 8–14. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-4-8.
Лисенкова, А.А. (2018). Вызовы и возможности цифровой эпохи: социокультурный аспект. Российский гуманитарный журнал, 7(3), 217–222. DOI: 10.15643/libartrus-2018.3.4.