Реструктуризация стратегии управления исследовательским процессом в российском вузе

Авторы

  • Татьяна Александровна Кокодей Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия
  • Михаил Анатольевич Михайлов Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2023.1.5

Ключевые слова:

имитация в исследованиях, экономика знаний, монетизация науки, манипуляция наукометрией, управление исследованиями, рейтинги вузов, дистанционное обучение, электронное образование

Аннотация

Введение. В статье анализируются получившие распространение в последние годы негативные тенденции имитации исследовательской деятельности в отечественных вузах. Безукоризненные для неспециалистов, идеально документально оформленные, снабженные всеми атрибутами наукообразности и прочащие серьезные перспективы проекты на самом деле оказываются лишь ширмой, скрывающей меркантильную мотивацию их авторов. Эта проблема системы высшего образования вредна не только единичными проявлениями в различных отраслях знаний. Возникла тенденция формирования целой прослойки вузовских работников, не желающих и не способных заниматься этой деятельностью, но вынужденных это делать в силу административного давления или в целях получения материального поощрения.

Целью данной публикации является рассмотрение сущности и причин указанных явлений, а также основные направления их корректировки.

Методы. Методологическую базу исследования составляют исторический и социологический подходы в сочетании с такими методами, как критический анализ, сравнение.

Результаты и их обсуждение. Выявлена сущность явления, основные причины возникновения в современных условиях, пути разоблачения лжеисследовательских методов и противодействия им в вузовской науке. Бездумная монетизация научной деятельности, непродуманное внедрение сомнительных наукометрических показателей привели к появлению среди научно-педагогических коллективов и отдельных ученых «специалистов», стремящихся не к достижению эффективных результатов своих исследований, а к использованию пробелов и несовершенства положений о поощрении научно-исследовательской работы для получения вознаграждения, вовсе не обусловленного успехами их исследовательского труда. Обращается внимание на то, что если критерий количественных показателей научной работы более или менее разработан, то качественно оценить содержание того или иного проекта очень непросто. Рассматривается необходимость реформирования стратегий управления исследовательской деятельностью в высших учебных заведениях страны, ухода от участия в надуманных рейтингах и соревнованиях, противоречащих целям и задачам исследовательской деятельности. Проблема представлена в тесной связи с негативными процессами подобного рода, поразившими образовательную деятельность вузов, превращающими ее в некую платную услугу, облегченную псевдопреимуществами электронного и дистанционного образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Александровна Кокодей, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

Доктор экономических наук, профессор, заведую- щая кафедрой педагогики и психологии творческого развития, Гуманитарно-педагогический институт, Севастопольский государственный университет, г. Cевастополь, Россия

Михаил Анатольевич Михайлов, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

Доцент кафедры «Уголовное право и процесс», Юридический институт, Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, Россия

Библиографические ссылки

Ефимов, В.С. (2012). Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012, 182.

Ерёмченко, О. А., Кураков, Ф. А. (2016). Проблема имитации научной публикационной активности в России и рекомендации по ее искоренению. Экономика науки, 2, 1, 35-45.

Луценко, Е.В. (2015). Хиршамания при оценке результатов научной деятельности, ее негативные последствия и попытка их преодоления с применением многокритериального подхода и теории информации. Политематический сетевой электронный научный журнал. Краснодар: КубГАУ, 04(108), 1-29.

Радаев, В.В.(2010). Пять принципов построения нового университета. «Pro et Contra», 3, 6-18.

Розовски, Г.(2014). Исследовательские университеты: американская исключительность? Вопросы образования, 2, 8-19.

Ростовцев, А. А. (2016). Диссернет: проблемы масштабных фальсификаций российской науки. Научное издание международного уровня - 2016: решение проблем издательской этики, рецензирования и подготовки публикаций. М:РАНХиГС, 250-253.

Соколов, М.М., Титаев, К.Д. (2013). Провинциальная и туземная наука. Антропологический форум, 19, 239-275.

Kantor, S., Whalley, A. (2014). Knowledge spillovers from research universities: evidence from endowment value shocks. The Review of Economics and Statistics, 96, 1, 171–88.

Волянская, В. (2021). Управление наукой: тренды и вопросы: экспертный доклад. Центр трансформации образования: Московская школа управления Сколково. Режим доступа: https://sk.skolkovo.ru/storage/file_storage/1b369857-0e98-49a5-86a9-d59e432b038c/SKOLKOVO-SEDEC-Upravleniye-Naukoy-April-2021.pdf

World University Rankings: official site. (2021). Режим доступа: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats

Загрузки

Опубликован

25-06-2023

Как цитировать

[1]
Т. А. Кокодей и М. А. Михайлов, «Реструктуризация стратегии управления исследовательским процессом в российском вузе», Caucasian Science Bridge, т. 6, вып. 1 (19), сс. 52–60, июн. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ