Деструктивное влияние интернета на поведение несовершеннолетних: результаты эмпирического исследования
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.13Ключевые слова:
Интернет, деструктивное влияние, несовершеннолетние, девиантное поведениеАннотация
Ведение. Актуальность статьи заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительное расширение деструктивного контента интернета, что находит непосредственное отражение на поведении детей и подростков.
Методы. Авторами приводятся результаты социологического исследования педагогических работников «Влияние информационной среды на детей и подростков», (N= 7204), проведенного в 28 населенных пунктах России в период августа-сентября 2022 года), выполненного в рамках экспертно-аналитического исследования «Анализ зарубежного опыта нормативного правового регулирования и выработка законодательных инструментов защиты несовершеннолетних от деструктивной информационной среды».
Результаты и обсуждение. Анализ результатов исследования позволил установить наиболее распространенные виды деструктивного влияния информационной среды на детей и подростков: кибербуллинг, преследование негативными сообщениями, социальное бойкотирование, публикация и рассылка контента интимного характера; привлечение к суицидальным сайтам и др. Определены критерии диагностика состояний ребенка, свидетельствующих о том, что он подвергается деструктивному влиянию со стороны Интернета. Установлено, на основе анализа мнений педагогических работников, что наиболее распространёнными формами девиантного поведения детей и подростков, являющихся следствием негативного влияния интернета выступают нежелание учиться, грубость, нецензурная лексика, курение, неподчинение, критика взрослых, протесты, неподчинение учителям и родителям, вызывающий внешний вид, макияж, унижение одноклассников и других школьников, драки, употребление алкоголя, воровство, употребление наркотических средств, сожительство и склонение к нему, побеги из дома.
Скачивания
Библиографические ссылки
Абросимов, И.Н. (2018). Риск суицидального поведения и стиль межличностных отношений у подростков. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, S1, 20–24.
Беликов, В.А., Романов, П.Ю., Леушканова, О.Ю., Васева, Н.С. (2022). Анализ проблемы десоциализации личности подростков под воздействием социальных сетей, содержащих контент деструктивного характера. Перспективы науки и образования, 3(57).
Бутузова, Ю.С., Акутина, С.П. (2016). Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 4, 8–14.
Зотов, В.В., Каменева, Ю.Н., Кривоухов, А.А. (2018). Роль информационно-телекоммуникационных технологий в охране здоровья и технике безопасности граждан приграничного региона. 5–я международная междисциплинарная научная конференция по социальным наукам и искусству SGEM 2018.
Кондрашкин, А. В., Хломов, К. Д. (2012). Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации. Психология. Журнал ВШЭ, 3.
Кравченко, Н.В. (2021). Влияние информационных интернет-ресурсов на современных подростков и молодежь. В сборнике: Трансформация войны в условиях глобализации мира. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Под общей редакцией П.Е. Кобзаря. Омск, 152–157.
Лескова, И.В., Контанистова, П.А., Щеповалина, В. А. (2022). Троллинг как социальное явление в виртуальной реальности. Социальная политика и социология, 21, 1(142), 116–123. DOI: 10.17922/2071-3665-2022-21-1-116-123.
Мартиросян, С. А. (2021). Скулшутинг в эпоху цифровизации. Caucasian Science Bridge. 4, 4(14), 119–123. DOI: 10.18522/2658-5820.2021.4.15.