Профессиональная социализация студентов: опыт социального партнерства технических вузов Ростовской области

Авторы

  • Галина Юрьевна Лазарева Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Ростовская область, г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.11

Ключевые слова:

профессиональная социализация, социальное партнерство, студенты, технические вузы, Ростовская область, производственная практика

Аннотация

Введение. Настоящее исследование посвящено изучению опыта социального партнерства технических вузов Ростовской области, приобретенного с целью профессиональной социализации студентов.

Методы. Теоретико-методологическую базу исследования образует неоинституциональная теория Д. Норта. Эмпирическая часть исследования построена на базе данных, сформированной в результате проведенного в сентябре-ноябре 2022 г. массового социологического опроса, в котором приняли участие 1242 студента, обучающихся в трех вузах Ростовской области: Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М.И. Платова, Донском государственном техническом университете и Ростовском государственном университете путей сообщения.

Результаты и их обсуждение. Методологической основой исследования выступил неоинституциональный подход. На его основе были операционализированы базовые понятия: профессиональная социализация, социальное партнерство, субъекты социального партнерства. Гипотеза исследования состоит в том, что эффективность профессиональной социализации студентов зависит от качественных характеристик социального партнерства государства, вузов, работодателей. Для проверки данной гипотезы было проведено эмпирическое исследование. В качестве эмпирических индикаторов были определены три позиции: 1) профессиональное обучение, 2) производственная практика и 3) профессиональное трудоустройство. Полученные результаты подтвердили высказанные гипотезу. Эффективность профессиональной социализации студентов технических вузов Ростовской области находится в прямой зависимости от того, насколько сложившееся социальное партнерство государства, университетов и работодателей отвечает его основным признакам: равноправие сторон, диалогичность, общность интересов, единство целей, свобода в принятии решений. Там, где эти признаки нарушаются, имеет место снижение качества профессиональной социализации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Галина Юрьевна Лазарева, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Ростовская область, г. Новочеркасск, Россия

Аспирант Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) имени М.И. Платова, Ростовская область, г. Новочеркасск, Россия

Библиографические ссылки

Кагитина, И.В. (2008). Профессиональная социализация студентов медицинских вузов: автореф. дис. ...канд. социол. наук. Волгоград.

Ковалев, В.В., Дятлов, А.В., Воденко, К.В. (2020). Оценка качества онлайн образования (по материалам фокусированных интервью в студенческих группах). Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), 13(3), 6-14.

Колодницкая, О.А. (2016). Социально-педагогическое партнерство вуза и работодателей как основа профессиональной социализации студентов. Перспективы науки, 12, 61-64.

Мишина, Е.Н. (2018). Профессиональная социализация студентов в условиях социального партнерства. Конференциум АСОУ: сборник трудов, 4, 355-359.

Разуваев, С.Г., Разуваев, И.С. (2014). Профессиональная социализация и профессиональное самоопределение обучающихся в многоуровневом образовательном комплексе. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 4, 99-102.

Югфельд, Ю.А. (2015). Модель профессиональной социализации студента в условиях социального партнерства. Интернет-журнал «Науковедение», 7 (4).

Загрузки

Опубликован

07-01-2023

Как цитировать

[1]
Г. Ю. Лазарева, «Профессиональная социализация студентов: опыт социального партнерства технических вузов Ростовской области», Caucasian Science Bridge, т. 5, вып. 4 (18), сс. 108–118, янв. 2023.

Выпуск

Раздел

Социология образования