Воспроизводство молодых ученых как социально-профессиональной группы в современных российских реалиях

Авторы

  • Ольга Сергеевна Иванченко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.10

Ключевые слова:

профессиональная социализация, воспроизводство, молодые ученые, социально-профессиональная группа, социальный институт

Аннотация

Введение. Профессиональная социализация молодых ученых в научном сообществе остается вызовом, несмотря на сформированную систему управления наукой, широкий комплекс механизмов и инструментов поддержки молодых ученых и проводимые ими исследования. В связи с чем исследовательский ракурс фокусируется на том, какие факторы формирования влияют на воспроизводство молодых ученых в условиях неэффективности института государственной поддержки исследуемой социально-профессиональной группы.

Теоретическое основание. Теоретико-методологическую базу исследования составил синтез структурно-функционального и институционального подхода, позволивший провести факторную операционализацию институционального влияния (прежде всего института образования, института аспирантуры и института рынка труда) на профессиональную социализацию молодых ученых.

Результаты и их обсуждение. Институциональные структуры воспроизводства научных кадров в связи с трансформационными процессами, протекающими на протяжение последних десятилетий в российском обществе, перешли в систему дисфункциональности и утратили свое регулирующее воздействие на воспроизводственные процессы. В связи с чем реализуемая государственная политика на «привлечение» и «удержание» молодых научных будет имеет неэффективный, краткосрочный результат.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ольга Сергеевна Иванченко, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальных и гуманитарных наук, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

Библиографические ссылки

Авраамова, Е.М. (2018). Тенденции занятости российской молодежи в регионах. Социологические исследования, 9, 130–134. DOI 10.31857/S013216250001969-8.

Академический имбирдинг и мобильность в высшем образовании: Глобальные перспективы. (2016). М.М. Юдкевич, Ф.Дж. Альтбах, Л. Рамбли (ред.) (Г.С. Петренко пер. с англ.). Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики, 324.

Альтбах, Ф. (2018) Глобальные перспективы высшего образования. А. Рябова (ред.) (Ю. Каптуревского перевод с анг). М. Издательский дом Высшей школы экономики, 548.

Бедный, Б.И. (2013). Роль и структура образовательной подготовки в аспирантуре нового типа. Высшее образование в России, 12, 78–89.

Биричева, Е.В. Фаттахова, З.А. (2021). Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук. Высшее образование в России, 30 (1), 9-22. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-9-22.

Габдрахманов, Н.К., Никифорова, Н.Ю., Лешуков, О.В. (2019) «От волги до Енисея…»: образовательная миграция молодежи в России. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 48.

Демиденко, С.Ю. (2018). Молодежь на рынке труда (по материалам круглого стола). Социологические исследования, 4, 164–166.

Зборовский, Г.Е., Абрамова, П.А., Каташинских, В.С. (2016). Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности. Г.Е. Зборовский (ред). Екатеринбург: Гуманитарный университет, 340.

Зборовский, Г.Е. (2018). Можно ли быть вместе, находясь врозь: студенты и преподаватели в вузе. Социологические исследования, 9, 49–58. DOI: 10.31857/S013216250001958-6.

Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2015). Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда. Социологические исследования, 5, 114–122.

Зырянов, В.В. (2019). Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями. Высшее образование в России, 28 (10), 25-37. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37.

Ключарев, Г.А., Попов, М.С., Савинков, В.И. (2017). Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия. М.: Институт социологии РАН, 488.

Козырева, П.М., Смирнов, А.И. (2018). Предпринимательская активность в контексте задач инновационной модернизации. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки, 3 (806), 158–177.

Константиновский, Д.Л. (2018). Измерение неравенства в образовании/ Россия реформирующаяся. М. К. Горшков (ред.). Москва, 16, 171– 191.

Российские университеты в условиях цифровизации: математические и инструментальные методы оценки качества управления. (2019). Халин В.Г. (ред). М.: Проспект, 235-260.

Соколов, М., и др. (2015). Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. М., Новое литературное обозрение, 832.

Терентьев, Е.А., Бекова, С.К., Малошонок, Н.Г. (2018). Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления. Университетское управление: практика и анализ, 22 (5), 54-66. DOI 10.15826/umpa.2018.05.049.

Чередниченко, Г.А. (2018). Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ). Социологические исследования, 8, 91 –101. DOI 10.31857/S013216250000764-3.

Шкаратан, О.И., Ястребов, Г.А. (2007). Социально-профессиональная структура населения России. Теоретические предпосылки, методы и некоторые результаты повторных опросов 1994, 2002, 2006гг. Мир России, 3, 12 –15.

Ястребов, Г.А. (2009). Воспроизводство социально-профессиональных групп в современной России. Мир России. Социология. Этнология, 2, 116 –140.

Fligstein, N. (1996). Markets as Politics: A Political-Cultural Approach to Market Institutions. American Sociological Review, 61, 656-673. DOI: 10.2307/2096398.

Serbant, A. (2020). Instability creates new opportunities. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/5eb9be949a79470c29c356b3.

Robinson, K. (2014). Finding Your Element. Penguin Books Ltd. Режим доступа: https://www.ted.com/talks/ken_robinson_changing_education_paradigm

Загрузки

Опубликован

07-01-2023

Как цитировать

[1]
О. С. Иванченко, «Воспроизводство молодых ученых как социально-профессиональной группы в современных российских реалиях», Caucasian Science Bridge, т. 5, вып. 4 (18), сс. 99–107, янв. 2023.

Выпуск

Раздел

Социология образования