«Вторая жена» в Дагестане: мотивация брачного поведения и социальное самочувствие

Авторы

  • Анна Владимировна Верещагина Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета
  • Эльвира Махачевна Загирова Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, г. Махачкала, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4

Ключевые слова:

«вторая жена», многоженство, мусульманский брак, ислам, полигамия, Дагестан, семейно-брачные отношения, архаизация

Аннотация

Введение. В статье поднимается актуальная для дагестанского общества проблема многоженства как семейно-брачной практики, возрожденной в постсоветский период российской государственности. Данная практика негативно воспринимается большинством населения республики при том, что менее распространенной она не становится. Попытка ответить на вопрос о том, с чем это связано, определила основную цель данной работы – выявить мнение самих «вторых жен» о причинах заключения мусульманского брака с мужчиной, уже связанного семейными узами, а также оценить их социальное самочувствие в контексте сложившего к ним со стороны общества негативного отношения и проблем, с которыми им приходится сталкиваться в результате выбранной стратегии брачного поведения.

Методы. В статье используются результаты авторских социологических опросов: массового опроса, проведенного в 2021 году в Республике Дагестан (N=507) по репрезентативной выборке (учитывались такие социальные характеристики респондентов, как возраст, образование, место проживания, отношение к религии, уровень доходов, социальное положение), а также полуструктурированного интервью среди дагестанских женщин, находящихся в статусе «вторая жена» (N=29).

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования установлено, что опрошенные женщины свое решение создать семью с женатым мужчиной аргументируют желанием иметь ребенка в законном, с точки зрения ислама, брачном союзе. Мотивацией вступления в мусульманский брак в статусе «вторая жена» является также чувство любви, а также убежденность в законности такого брака и его равнозначности с браком, оформленным по светским традициям. Результаты интервью свидетельствуют об адекватном реалиям восприятии своего социального положения «вторых жен», которое определяется негативным отношением к многоженству в дагестанском обществе и низкой ответственностью мусульманских мужей, зачастую не следующих нормам исламской этики относительно семейной жизни в формате многоженства. Многие из опрошенных не решились бы снова на этот шаг, если бы была возможность вернуться в прошлое. Предметом разочарования выступают сложности, производные от неспособности или нежелания мусульманских мужей в равной мере распределять финансовые и эмоциональные ресурсы между женами и детьми в обеих семьях. Ввиду этого, проблема ущемления прав «вторых жен», их детей и, в целом, многоженства достаточно активно обсуждается в общественно-политических и научных кругах дагестанского общества. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Эльвира Махачевна Загирова, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, г. Махачкала, Россия

Кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, г. Махачкала, Россия

Библиографические ссылки

Верещагина, А.В. (2019). Архаическое, традиционное и современное в пространстве семейно-брачных ценностей и установок молодежи на Юге России. Молодежь XXI века: образ будущего: материалы научной конференции XIII Ковалевские чтения 14-16 ноября 2019 года. СПб.: Скифия-принт.

Верещагина, А. В., Загирова, Э. М. (2022). Многоженство в Дагестане в оптике общественного мнения. Социологические исследования, 2, 117-128. DOI: 10.31857/S013216250016856-4.

Рамазанов, Р.О. (2020). Мусульманское образование и его роль в формировании религиозной идентичности. Диалог культур в глобализирующемся мире: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Махачкала: АЛЕФ, 53–56.

Шахбанова, М.М. (2008). Религиозная ситуация в республике: состояние и тенденции (по материалам социологического опроса). Региональные аспекты социальной политики. Махачкала, 10, 56¬–64.

Шахбанова, М.М. (2009). Место религии в процессе формирования культуры межнационального общения. Актуальные проблемы гуманитарных наук – 2009. Сборник научных трудов. Махачкала: АЛЕФ, 15–24.

Шахбанова, М.М. (2015). Религиозность и культовое поведение дагестанских верующих. Исламоведение, 6, 3(25), 85–96.

Шахбанова, М.М., Рамазанов, Р.О., Шихалиева, Д.С., Муллахмедова, С.С. (2019). Межэтническое согласие в современном дагестанском обществе: состояние и риски. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2, 247–254. DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-2-247-254.

ВЦИОМ: 87% населения против многоженства. Режим доступа: https://iz.ru/news/587239.

Многоженство, строгие традиции и доброта. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2021/05/21/dagestan/.

Магомедов З. В Дагестане нужна правильная пропаганда многоженства. Режим доступа: https://www.kavkazr.com/a/v-dagestane-nuzhna-pravilnaya-propaganda-mnogozhenstva/30430484.html

Анатолий Антонов: «Институт семьи в России давно разрушен». Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/139418-anatoliy-antonov-o-demograficheskom-krizise-i-krizise-semi

Загрузки

Опубликован

07-01-2023

Как цитировать

[1]
А. В. Верещагина и Э. М. Загирова, «„Вторая жена“ в Дагестане: мотивация брачного поведения и социальное самочувствие», Caucasian Science Bridge, т. 5, вып. 4 (18), сс. 59–69, янв. 2023.

Выпуск

Раздел

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ И ДЕТСТВА

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)