Социальный банкинг: элиминация двусмысленности
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.4.1Ключевые слова:
социально-ориентированные банки, корпоративная социальная ответственность, модель банковской деятельностиАннотация
Введение. Социальный банкинг как финансовая практика социально-ориентированных банков широко трактуется как ориентированные на ценности, альтернативные, гражданские, этические, устойчивые банковские организации, что дает возможность заинтересованной банковской организации демонстрировать свои социальные и экологические обязательства. Между тем, у них существует явное несоответствие между декларируемыми намерениями и реальным положением. В статье дана новая классификация банков в соответствии с их реальной социально полезной деятельностью. На основе обзора источников представлена эволюция социальной банковской деятельности, сформулировано определение социально-ориентированного банка как особого типа банка, имеющего целью максимизацию позитивного вклада в развитие социума путем оказания банковских услуг в соответствии с принципами устойчивого развития, прозрачности и сотрудничества.
Методы. В рамках исследования применяются аналитический подход, а также методы сравнения и абстрагирования.
Результаты и их обсуждение. Предложена авторская типология, на основании которой сделан вывод о том, что только этические банки действительно расходятся с господствующей логикой традиционных банков. Что касается социальных банков, используя инвестиционно-банковские операции, даже умеренно, они отличаются от обычных банков только в количественном выражении. Связанная с этим особенность традиционных и социальных банков в конечном счете может быть визуализирована как вариации в рамках одной и той же парадигмы.
Скачивания
Библиографические ссылки
Benedikter, R. (2011). Social Banking and Social Finance: Answers to the Economic Crisis. New York: Springer.
DiMaggio, P.J. & Powell, W. (1983). The iron cage revisited: institutional isomorphism and collective rationality in organizational fields. American Sociological Review, 48, 147-160.
Emerson, J. (2003). The Blended Value Proposition: Integrating Social and Financial Returns. California Management Review, 45 (1), 35-51.
Freeman, R.E. (2010). Strategic Management: A Stakeholder Approach. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press (first published in 1984).
Garriga, E. & Melé, D. (2004). Corporate Social Responsibility Theories: Mapping the Territory. Journal of Business Ethics, 53.
Gijselinckx, C. & Develtere, P. (2008). The Co-operative Trilemma. Co-operatives between market, state and civil society. Leuven: Working Paper on Social and Co-operative Entrepreneurship.
Hoffman, A.J. (2002). From Heresy to Dogma. An Institutional History of Corporate Environmentalism. Expanded Edition. Standford: Standford University Press.
Jensen, M.C. & Meckling, W.H. (1976). Theory of the firm: managerial behavior, agency costs, and ownership structure. Journal of Financial Economics, 3 (4).
Levi, Y. (2001). «Internal» and «External» Principles. Inward versus Outward Orientation to Co-operatives. International Cooperation, 94 (1), 50-58. London: Financial Times Management Report.
McKnight, E., Fraser, R., & Gething, H. (1996). Demutualization: a specially commissioned report. London: F.T. Law & Tax.
Paulet, E. (2010). Corporate Social Responsibility and Corporate Governance: the case of the European Cooperative Banks. Banque Stratégie, 2777.
Redler, E. (1994). European financial sector privatization and demutualization: trends, practices and effects.
Relano, F. & Paulet, E. (2014). Differentiating between Sincere and Insincere Corporate Social Responsibility (CSR): Evidence from the German Banking Industry. Bezpieczny Bank, 2 (55).
Relano, F. (2008). From Sustainable Finance to Ethical Banking. Transformations in Business & Economics, 7(3).
Определение социального банкинга. (2011). Режим доступа: http://www.socialbanking.org/the-institute/what-is-social-banking/