Социальное влияние ислама: ретроспектива и современное состояние (на примере Северного Кавказа)

Авторы

  • Олег Сергеевич Черевков Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.3.13

Ключевые слова:

социальное влияние, влияние ислама, Северный Кавказ, социальная структура, обычаи, традиции, ислам

Аннотация

Целью исследования является анализ социального влияния ислама как сложного социокультурного комплекса на Северном Кавказе.

Методологическую базу исследования составляют исторический и социологический подход в сочетании с такими методами, как критический анализ, сравнение.

Результат исследования. Автором выявлены конкретные примеры выражения социального влияния ислама на социальную структуру, традиции и обычаи населения Северного Кавказа на разных исторических этапах; обозначает разделение региона на западную и восточную часть по степени влияния ислама в указанном аспекте.

Перспективы исследования. Изучение социального воздействия ислама на Северном Кавказе является важным направлением исследований с точки зрения анализа и прогнозирования развития социально-политической, религиозной ситуации в регионе, гармонизации межкультурных отношений, поддержания гражданского мира.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Олег Сергеевич Черевков, Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия

Магистрант. Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет

Библиографические ссылки

Абдулагатов, З. М., Ахундов Т. И.-О. (2018). «Народный» ислам: особенности социологического анализа. История, археология и этнография Кавказа, 14 (3), 95–108. DOI: 10.24411/2618-6772-2018-13009.

Авксентьев,В. А., Аксюмов, Б. В., Гриценко, Г. Д., Иванова, С. Ю., Шульга М. М. (2022). Общероссийская идентичность на Северном Кавказе: опыт экспертной оценки. Вестник Пермского университета. Серия: Политология, 16 (1), 115–124. DOI: 10.17072/2218-1067-2022-1-115-124.

Адиев, А. З. (2021). Общероссийская идентичность в Дагестане (по данным опросов 2016–2019 гг.). Социологические исследования, 4, 136–142. DOI: 10.31857/S013216250011312-6.

Алиев, Б.Г. (2014). Вакуф – специфическая форма землевладения мусульманских религиозных учреждений. Вестник Института ИАЭ, 3 (39), 15–24.

Бардаков, А. И., Поломошнов, А. Ф., Гурбанов, Э.А.-О. (2012). Ислам — политический и социально-культурный фактор развития Северного Кавказа. Исламоведение, 2, 55–75.

Башиев, М. А., Мансуров, Р.А., Яковлев М.В. (2014). Ислам на Кавказе. Молодой ученый, 21 (80), 573–574.

Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И. А. (1897). Мюридизм. Словник: Наказания исправительные. Московский Университет. Т. XX, 372—373.

Васильев, И. (2015). Богословские основания для межрелигиозного диалога в исламской традиции. Пятигорск: Снег, 347.

Герейханов, Г. П. (2012). Мусульманская умма в фокусе социально-философского анализа. Часть 1. Религиозная доктрина и социальное пространство ислама, Электронное научное издание Альманах Пространство и Время, 1 (2), 10.

Герман, Р. Э. (2017). Характеристика идеологии мюридизма и лидерских качеств имамов участниками и современниками Кавказской войны. Общество: философия, история, культура, 4, 91–94. DOI: 10.24158/fik.2017.4.22.

Гусева, Ю. Н. (2013). Суфийские братства, «Бродячие муллы» и «Святые места» Среднего Поволжья в 1950-1960-е годы как проявления «Неофициального ислама». Исламоведение. 2, 35–43.

Дьяченко, Л.И. (2015). Ислам и его роль в жизни современного общества. Гуманитарные научные исследования, 5, 2, 36–38.

Ибрагимова, П. А. (2012). Вакф в Дагестане и Османской империи XIX в. Научная мысль Кавказа, 3 (71), 74–79.

Искандерян, А.М. (2004). Ислам на Северном Кавказе: ре- или доисламизация? Религия и политика на Кавказе. Материалы международной конференции. Ереван, КИСМИ, 120.

Клименко, Л.В., Жаде, З.А. (2022). Региональные особенности идентичности населения Юга России: этногендерный аспект. Гуманитарий Юга России, 11 (55), 3, 167-175, DOI: 10.18522/2227-8656.2022.3.14

Магомедов, А. Д. (2012). Исламские новации в современной свадьбе народов Северного Кавказа. Исламоведение. 3, 60–72.

Панов, Н. Н. (2022). Государство и ислам в СССР В 1940-егг.: поиск новой модели взаимоотношений. Вестник Омской Православной Духовной Семинарии, 1 (12), 138–146.

Сатушиева, Л. Х. (2016) «Мусульманский вопрос» в российской политике на Северном Кавказе (вторая половина ХIХ - начало ХХ В.) Исламоведение, 1, 51–58.

Солтамурадов, М.Д. (2008). Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа. Южнороссийское обозрение, 51, 141.

Такова, А.Н. (2016). «Молящаяся» мусульманская молодежь как субкультура кабардино-балкарского общества. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2 (34), 255–280. DOI: 10.22394/2073-7203-2016-34-2-255-280.

Хабутдинов, А. Ю., Имашева, М. М. (2020). Лидеры мусульманского движения Российской империи об основных политических вопросах начала ХХ века. История, археология и этнография Кавказа, 16, 4, 969–981. DOI: 10.32653/CH164969-981.

Халифаева, А.К. (2014) Мусульманское государственное право (имущественное и наследственное право) на территории Дагестана: проблемы становления и развития. Системные технологии, 10, 181–185.

Ханбабаев, К.М., Якубов, М.Г. (2008). Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 194.

Шахбанова, М.М. (2013). Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения малочисленных народов Республики Дагестан. Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 394.

Шахбанова, М.М. (2022). Этноконфессиональные и языковые процессы в городском пространстве современного Дагестана. Махачкала: АЛЕФ, 1.

Шехмагомедов, М.Г (2014). «Лаиха Низам ал-джадид» - «Свод нового Низама» Шамиля. История, археология и этнография Кавказа, 2 (38), 43–49.

Шихсаидов, А. Р. (2010). Распространение ислама в Дагестане. Исламоведение, 1. С. 31–50.

Эскарханов, Г.Л. (2011). Возникновение и развитие суфизма на Северо-Восточном Кавказе. Научная мысль Кавказа, 2 (66), 120–124.

Юсупова, Г. И., Алиева, Д. А. (2012) Суфизм в Дагестане. Исламоведение, 1, 97–103.

Abdullah,A.H.,Ismai, M.S., Othman,M.S., Nasir, N. (2017). Islamic View on the Role of Social Environment in Shaping Human Behaviour. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 7, 7, 886–895.

Bosworth, C. E. (1996). The new Islamic dynasties. A chronological and genealogical manual. Edinburgh, Edinburgh University Press Ltd, 243-249.

Абдуллаев, М. (2013). Оплот исламских знаний в Цахуре. Первое медресе университетского типа в горах Дагестана. Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Режим доступа: https://flnka.ru/glav_lenta/4485-oplot-islamskih-znaniy-v-gorah.html.

Бережной, С.Е., Добаев, И.П., Крайнюченко, П.В. (2011). Генезис и этапы эволюции ислама на Северном Кавказе. Информационно-аналитический портал Евразия. Режим доступа: http://evrazia.org/article/1737.

Магомедов, А.Р. (2017). Земельно-правовые отношения в Дагестане XV-XVII вв. Москва: Садра, 163. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-arsen-magomedov/128168-zemelno-pravovye-otnosheniya-v-dagestane-xvxvii-vv-arsen-magomedov/read/page-6.html.

Загрузки

Опубликован

04-01-2023

Как цитировать

[1]
О. С. Черевков, «Социальное влияние ислама: ретроспектива и современное состояние (на примере Северного Кавказа)», Caucasian Science Bridge, т. 5, вып. 3 (17), сс. 152–162, янв. 2023.

Выпуск

Раздел

МОЛОДЕЖНЫЙ ФОРМАТ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)