Выбор профессии в системе формирования профессионально-квалификационного потенциала студенческой молодежи Ростовской области (по итогам социологического опроса)

Авторы

  • Анна Александровна Залевская Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Ростовская область, Россия

DOI:

https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.5

Ключевые слова:

профессия, молодежь, студенческая молодежь, профессионально-квалификационный потенциал, рынок труда

Аннотация

Введение.

Актуальность темы статьи объясняется кризисными факторами в системе профессионализации современной молодежи российских регионов. Одним из показателей ее профессионального уровня и залогом удачной адаптации в профессионально-трудовом поле выступает профессионально-квалификационный потенциал. Его формирование – целая череда этапов в жизни молодежи, и важнейшим из них является выбор профессии.

Методы. Эмпирическую базу исследования представляют результаты социологического опроса, проведенного среди студентов вузов Ростовской области: Донского государственного аграрного университета, Южного федерального университета, Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) имени М.И. Платова). Репрезентативность эмпирической базы обеспечивается использованием модели многомерной стратифицированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения (респондентов). Общее количество опрошенных студентов составило 1214 человека.

Результаты исследования. В ходе исследования становится ясно, что студенты в целом удовлетворены выбором профессии (специальности); при выборе профессии большинство руководствовалось собственным интересом к профессиональной деятельности и советом со стороны родителей, однако, студенты не имеют четкого представления о будущей профессии, и в особенности это касается должностных обязанностей и организации трудового процесса. От будущей работы студенты ожидают прежде всего достижение материального благополучия, но и интерес к профессиональному развитию играет немаловажную роль. Доминанта материальной составляющей становится источником последующих сложностей во время первого трудоустройства и разочарований в профессии.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Анна Александровна Залевская, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Ростовская область, Россия

Аспирант, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация

Библиографические ссылки

Варшавская, Е. Я. (2019). Стратегии поиска работы выпускниками вузов: распространенность и эффективность. Социологические исследования, 45, 7, 56-66.

Воденко, К.В., Фатеева, С.В., Иванченко, О.С. (2018). Институциональные основы национальной российской государственной политики в сфере развития профессионально-квалификационного и инновационного потенциала молодежи. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 10, 30-35.

Григорьева, Э.Н. (2007). Непрерывное образование как фактор развития профессионально-квалификационного потенциала предприятия: на материалах ОАО «Татнефть». Казань.

Демиденко, С.Ю. (2019). О некоторых факторах незанятости городской молодежи // Информационно-аналитический бюллетень, 4, 7–20.

Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э., Лебедева, Е. В. (2021). Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности. Сибирский психологический журнал, 79, 89-107. https://doi.org/10.17223/ 17267080/79/6

Зубoк, Ю.А., Чупpoв, В.И. (2015). Мoлoдые специалисты: пoдгoтoвка и вoстpебoваннoсть на pынке тpуда. Сoциoлoгические исследoвания, 5, 114-122.

Клементовичус, Я.Я. (1996). Оценка профессионально-квалифицированного потенциала персонала предприятий в условиях трансформирующейся экономики. СПб.

Никулина, Ю.Н. (2020). Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона. Экономика, предпринимательство и право, 10, 4, 1263-1280. doi: 10.18334/epp.10.4.100895.

Тощенко, Ж.Т. (2018). Прекариат: от протокласса к новому классу. Монография. М.: Наука, 350.

Урри, Дж. (2012) Мобильности. М.: Праксис.

Черныш, М.Ф. (2018). Концепт социальной мобильности в меняющихся обществах. Социологические исследования, 7, 13-23.

Vereshchagina, A. V., Volkov, Yu. G., Krotov, D.V. & Ukolov, R. A. (2015). Labour socialization of young people in today’s Russia: The specificity of sociological discourse. Asian Social Science, 11, 8, 88-95.

Загрузки

Опубликован

29-12-2021

Как цитировать

[1]
А. А. Залевская, «Выбор профессии в системе формирования профессионально-квалификационного потенциала студенческой молодежи Ростовской области (по итогам социологического опроса)», Caucasian Science Bridge, т. 4, вып. 4 (14), сс. 45–51, дек. 2021.

Выпуск

Раздел

Социология образования