Выбор профессии в системе формирования профессионально-квалификационного потенциала студенческой молодежи Ростовской области (по итогам социологического опроса)
DOI:
https://doi.org/10.18522/2658-5820.2021.4.5Ключевые слова:
профессия, молодежь, студенческая молодежь, профессионально-квалификационный потенциал, рынок трудаАннотация
Введение.
Актуальность темы статьи объясняется кризисными факторами в системе профессионализации современной молодежи российских регионов. Одним из показателей ее профессионального уровня и залогом удачной адаптации в профессионально-трудовом поле выступает профессионально-квалификационный потенциал. Его формирование – целая череда этапов в жизни молодежи, и важнейшим из них является выбор профессии.
Методы. Эмпирическую базу исследования представляют результаты социологического опроса, проведенного среди студентов вузов Ростовской области: Донского государственного аграрного университета, Южного федерального университета, Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) имени М.И. Платова). Репрезентативность эмпирической базы обеспечивается использованием модели многомерной стратифицированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения (респондентов). Общее количество опрошенных студентов составило 1214 человека.
Результаты исследования. В ходе исследования становится ясно, что студенты в целом удовлетворены выбором профессии (специальности); при выборе профессии большинство руководствовалось собственным интересом к профессиональной деятельности и советом со стороны родителей, однако, студенты не имеют четкого представления о будущей профессии, и в особенности это касается должностных обязанностей и организации трудового процесса. От будущей работы студенты ожидают прежде всего достижение материального благополучия, но и интерес к профессиональному развитию играет немаловажную роль. Доминанта материальной составляющей становится источником последующих сложностей во время первого трудоустройства и разочарований в профессии.
Скачивания
Библиографические ссылки
Варшавская, Е. Я. (2019). Стратегии поиска работы выпускниками вузов: распространенность и эффективность. Социологические исследования, 45, 7, 56-66.
Воденко, К.В., Фатеева, С.В., Иванченко, О.С. (2018). Институциональные основы национальной российской государственной политики в сфере развития профессионально-квалификационного и инновационного потенциала молодежи. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 10, 30-35.
Григорьева, Э.Н. (2007). Непрерывное образование как фактор развития профессионально-квалификационного потенциала предприятия: на материалах ОАО «Татнефть». Казань.
Демиденко, С.Ю. (2019). О некоторых факторах незанятости городской молодежи // Информационно-аналитический бюллетень, 4, 7–20.
Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э., Лебедева, Е. В. (2021). Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности. Сибирский психологический журнал, 79, 89-107. https://doi.org/10.17223/ 17267080/79/6
Зубoк, Ю.А., Чупpoв, В.И. (2015). Мoлoдые специалисты: пoдгoтoвка и вoстpебoваннoсть на pынке тpуда. Сoциoлoгические исследoвания, 5, 114-122.
Клементовичус, Я.Я. (1996). Оценка профессионально-квалифицированного потенциала персонала предприятий в условиях трансформирующейся экономики. СПб.
Никулина, Ю.Н. (2020). Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона. Экономика, предпринимательство и право, 10, 4, 1263-1280. doi: 10.18334/epp.10.4.100895.
Тощенко, Ж.Т. (2018). Прекариат: от протокласса к новому классу. Монография. М.: Наука, 350.
Урри, Дж. (2012) Мобильности. М.: Праксис.
Черныш, М.Ф. (2018). Концепт социальной мобильности в меняющихся обществах. Социологические исследования, 7, 13-23.
Vereshchagina, A. V., Volkov, Yu. G., Krotov, D.V. & Ukolov, R. A. (2015). Labour socialization of young people in today’s Russia: The specificity of sociological discourse. Asian Social Science, 11, 8, 88-95.